Всесоюзное общество «ЗНАНИЕ» как коммуникатор для власти и научного сообщества СССР

05.10.2012
1 715

Не так давно мы опубликовали статью «Политехнический музей и истоки гражданского общества в Москве», написанную Гургеном Григоряном, – многолетним директором этого музея. Нынешняя его публикация продолжение начатой истории повествует о более поздних событиях и основано на архивных документах, которые ранее не публиковались.

Гурген Григорян, доктор технических наук,профессор,заслуженный деятель науки и техники РФ

Коммуникатор (communicator) – инициатор коммуникативных связей; лицо или группа лиц, создающих и передающих сообщения Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c

В ноябре 1991г. состоялся Х съезд Всесоюзного общества «ЗНАНИЕ» (далее – ОБЩЕСТВО), которым была завершена история этой организации.

К этому времени по публиковавшимся тогда материалам ОБЩЕСТВО представляло собой, вероятно, крупнейшую в мире общественную национальную гуманитарную организацию, которая имела, согласно уставу, чёткое иерархическое строение и объединяла более 2.5 млн. членов из жителей всех уголков СССР. Члены общества выступали в массовой аудитории сограждан с почти 20 млн. лекций в год. Также в год ОБЩЕСТВО издавало 750 наименований книг и брошюр общим тиражом около 160 млн. экземпляров (по данным «Из истории ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА «ЗНАНИЕ», автор А.И.Чинённый. М., «ЗНАНИЕ», 1988г.).

Более 20ти лет прошло с той поры. Эти годы показали высокие качества генофонда ОБЩЕСТВА, позволившие организациям, наследующим бренд «ЗНАНИЕ», продолжить свою гуманистическую деятельность в условиях, коренным образом отличающихся от тех, в которых возникло и развивало свою деятельность ОБЩЕСТВО.

Возникновение и развитие ОБЩЕСТВА ассоциируется в сознании ряда соотечественников с идеологией ВКП(б)-КПСС, с понятием «СССР». Это позволяло воинствующим критикам советского прошлого ставить ОБЩЕСТВО у стены «критических расстрелов» в один ряд с пионерией, комсомолом, с рядом творческих союзов. Сегодня на смену максималистской критике смысла жизней отцов и дедов при «совдеповском» режиме приходит зрелое размышление о том, с чем из «того времени»  не следует суетно и торопливо расставаться. Ведь то время вместило в своё лоно сотни миллионов человеческих судеб героических и подлых, искалеченных и вознесённых, праведных и греховных. Все эти противоречивые судьбы своими деяниями определили историю нашего отечества с той поры и по сегодняшний день. С чем не следует расставаться – это вопрос экзистенциального характера. Его решение каждым для себя определит возможность социума РОССИИ противостоять сегодняшней тенденции коммерциализировать как человеческие отношения, так и отношение людей к жизни. Эта тенденция разъедает нравственность вступающих в жизнь поколений соотечественников.  В контексте такого подхода представляет интерес ретроспективный анализ истории Всесоюзного общества «ЗНАНИЕ» – этой уникальной по масштабам и смыслу деятельности общесоюзной общественной организации.

Эпоха создания «Знания»

Как известно, ОБЩЕСТВО было основано в мае 1947г., менее чем через год после окончания боёв на фронтах второй мировой войны, основная тягота которой легла на плечи народа СССР, который, понеся неисчислимые потери и жертвы, отстоял своё право на жизнь в поколениях потомков. Именно народ СССР, а не какой-нибудь другой страны, вошёл в историю как народ-победитель. Цена этому – десятки миллионов жизней людей, сотни миллионов раненных судеб, во многом разрушенное народное хозяйство, созданное невероятными усилиями и жертвами народа к моменту начала этой войны, но оказавшееся способным к мобилизации и обеспечившее тыл победы. Перед страной стояла главная задача – восстановление хозяйства. Но не только это.

Нужно было закладывать основы перспективного развития народного хозяйства – прежде всего аграрного его сектора. Для этих целей был разработан и находился в начальной стадии реализации гигантский «Сталинский план преобразования природы», имевший своей целью предотвращение засух в районах поволжья и зауралья путём создания защитных лесополос, каналов, внедрения инноваций в агрокультуру. Но опять же, не только это.

Нужно было готовиться к возможности новой войны – теперь уже против бывших союзников, угрожавших СССР оружием нового поколения – оружием массового уничтожения людей. Нужно было самим создавать такое оружие для себя. В эти годы разворачиваются «АТОМНЫЙ» и «РАКЕТНЫЙ» проекты, для реализации которых требовались огромные ресурсы.

Главным и основным ресурсом для решения всех этих невероятно сложных и  гигантских задач был человеческий ресурс советского народа. Народа, который умел верить в счастливое будущее, откладывать свою жизнь «на потом» и терпеть во имя этого лишения, порой даже голод, умел при всём этом не терять интереса к жизни. Но духовное здоровье народа не могло быть глухо к массовым проявлениям жестокости и бесчеловечности тоталитарного сталинского режима. Даже счастье ПОБЕДЫ не погасило очагов холодной гражданской войны, которая пришла на смену военным действиям в 20х годах. Поэтому ВЛАСТИ в этот период тотальной мобилизации ресурсов нужно было уделять особое внимание «духовному здоровью» народа, «защищать его от всяких тлетворных воздействий». Во фразеологию газет того времени прочно вошли словосочетания «идеологический фронт», «идеологическая война».

В то же время, проведенная властью в 20е – 30е годы работа по повышению образовательного уровня масс породила в послевоенный период спонтанный массовый спрос на знания. Вот как об этом вспоминает академик АН СССР, а в последствии РАН, Марчук Г.И. («НАУКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО», М., 2009г. Фонд «Знание» им. С.И.Вавилова):

Мои сверстники после Великой Отечественной войны, несмотря на трудности восстановительного периода, буквально хлынули в студенческие аудитории, создав в обществе уникальную духовно-нравственную обстановку – жажду знаний.

Массово были востребованы знания. об окружающем мире: о странах и народах, о том, как устроена вселенная, об истории и культуре своей страны и т.п. Этот спрос стимулировался и тем, что прошедшая война вынужденно приоткрыла «железный занавес» неведения основной массы населения СССР о том, как живут люди там, где ещё не начали строить социализм.

Таким образом, острая востребованность знаний массами, с одной стороны, и необходимость идеологической поддержки мобилизации масс и их жертвенности на претворение в жизнь грандиозных планов коммунистической власти – с другой стороны – создали предпосылки для возникновения массового же просветительского движения, подконтрольного власти. Для реализации такого замысла нужен был системный подход, связывающий во едино тех, кому нужно было нести знания с теми, кому это можно было доверить, поставив и тех и других на службу идеологической работе в массах под контролем ВКП/б/.

Нематериальным ресурсом этого проекта были как интеллектуальный потенциал советской интеллигенции – прежде всего учёных, так и традиции российского просветительства.

Просвещение – т.е. распространение знаний, (как в форме регламентированных процессов образования, так и в различных, гибко приспосабливаемых к спросу и характеру аудитории формах популяризации)

явилось фактором, лежащим в основе формирования человеческой цивилизации. Эта проблема широко освещена в литературе, в том числе в трудах отечественных философов-космистов. В последние годы своей жизни этой проблеме уделял большое внимание академик Моисеев Н.Н. в своих трудах по универсальному эволюционизму. В своей книге «Восхождение к разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям» (М., ИздАТ, 1993г.), автор, анализируя доисторический период формирования человеческого общества, отвоёвывающего своё место в биосфере, утверждает: Зарождающееся общество нуждалось…..в сохранении умельцев и знатоков, способных сохранять и передавать знания другим поколениям.

Длительный исторический процесс развития форм «сохранения умельцев и знатоков» и трансляции их знаний во времени и пространстве Н.Н. Моисеев называет формированием общечеловеческого ИНСТИТУТА «УЧИТЕЛЬ»,

который призван сыграть в истории человечества совершенно особую роль. Переоценить его значение невозможно – это и носитель нравственности, это и новые знания, и новое мастерство и защита от атавизма и дикости той эпохи, когда формировалась психика современного человека……

Российское просветительство своими корнями уходит в глубь веков – к великим просветителям Кириллу и Мефодию, и проходит через всю отечественную историю, проявляя себя как мощный рычаг модернизационных преобразований России, воздействуя прежде всего на мировоззрение людей. Этот взгляд очень чётко и страстно изложил великий российский историк, ректор МГУ в 70е годы 19го века С.М.Соловьёв в своих «Публичных чтениях О ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ» (М. НАУКА. 1984г.). Имея в виду науку как концентрацию знаний, он писал в завершении «чтения третьего»: наука достигает полного могущества не тогда только, когда учит и развивает умственные способности, не тогда только, когда изучением законов видимой природы увеличивает удобства жизни: она достигает полного могущества, когда воспитывает человека, развивает все начала его природы для их правильного и согласного проявления.

У российской интеллигенции в основе её побуждений к просветительской деятельности всегда было заложено чувство долга перед своим народом, терпящим невзгоды и лишения, потребность служить своему отечеству.

Судьбе было угодно, и это не случайно, чтобы миссия отечественного просветительского движения на этапе зарождения Общества «ЗНАНИЕ» была бы навсегда связана с именем замечательного русского человека, достойного продолжателя традиций российского просветительства – академика Сергея Ивановича Вавилова.

Первый руководитель Всесоюзного Общества «ЗНАНИЕ» С.И.Вавилов

С.И.Вавилов руководил ОБЩЕСТВОМ относительно недолго – с момента его создания весной 1947г. до скоропостижного ухода из жизни 25 января 1951г. за два месяца до своего шестидесятилетия. Но невероятный масштаб и многосторонность его личности, его уникальные человеческие качества позволили ему, как ТВОРЦУ создать Общество и наделить его способностью служить идеям просвещения долгие годы.

Корни генеалогического дерева Сергея Ивановича закреплены в крестьянско-крепостной почве. Его отец – Иван Ильич в возрасте 12 лет «перевёл стрелки» движения своего рода из деревни в город, и преодолев пешком стотридцатикилометровый путь до Москвы, стал за прилавок

магазина мануфактурных магнатов Прохоровых. К началу 90х годов 19века он смог стать заметной фигурой в московском бизнес-сообществе. Его сыновья Николай и Сергей смогли получить превосходное образование и каждый в своей научной области стал выдающимся явлением в отечественной и мировой науке, хотя судьба каждого была трагичной. Николай Иванович за свой талант, научные успехи и передовые взгляды был затравлен обласканными властью конкурентами на поприще науки и умер в 1943г. в тюрьме, репрессированный по их наветам.

Сердце Сергея Ивановича не выдержало разрывающей его силы от горя в связи с трагедией любимого брата, от повседневной борьбы за честь и достоинство отечественной науки, «капитаном» которой он был в ранге Президента АН СССР. В период его президентства (1945-1951г.) началось тотальное идеологическое, репрессивное сталинистское наступление на т.н. «буржуазные и антипатриотичные» течения в науке и культуре. Беспартийный Президент Академии Наук, выходец из купеческой среды, брат репрессированного «врага народа», не отрекшийся от своих корней и пытающийся честно, по долгу учёного защищать доверенное ему дело, ежемгновенно мог ожидать «возмездия». Журнал «Вопросы истории естествознания и техники», издаваемый под руководством Президиума РАН, опубликовал в 2004г.(№№1.2) материалы дневников С.В.Вавилова. Запись 6 октября: В Академии череда трудных дел. Чувствую себя мишенью, на которую со всех сторон валятся удары. Строительство, скандалы, бумаги без конца, доносы, неграмотность, и, «как преступник перед казнью, ищу кругом души родной». Запись 21 января 1951г., незадолго до смерти: Трудная неделя….Конвейер проблем в Академии: скандал на почве вычислительных машин, строители, выборы. Сердце не в порядке. Вчера схватило опять в Кремле. Не могу лежать на левом боку. Музыка Генделя, ели в снегу, луна в облаках. Как хорошо бы сразу незаметно умереть и улечься вот здесь в овраге под елями навсегда.

Эти скорбные строки принадлежат выдающемуся физику с мировым именем, который своими трудами открыл ряд новейших перспективных направлений в науке и технике, в том числе связанных с обороноспособностью страны, который возродил деятельность Академии Наук после её возвращения из эвакуации после войны и создал всемирно известный Физический Институт Академии Наук (ФИАН) и возглавлял его. Человек глубоких и разносторонних знаний, высокой культуры и нравственности С.И.Вавилов создавал вокруг себя атмосферу творчества, доброжелательства и сотрудничества. В секретной «Справке Наркомата государственной безопасности СССР о научной и общественной деятельности действительных членов Академии Наук СССР» от 8июля 1945г, разосланной Сталину, Молотову, Маленкову (вероятно, в порядке информирования перед выборами Президента Академии) отмечается: Вавилов обладает организационными способностями и находится в хороших взаимоотношениях с большинством учёных Академии Наук и пользуется у них авторитетом. В обращении прост, в быту скромен.

Вавилов сейчас находится в рассвете своих творческих сил и ведёт лично научно-исследовательские работы. Имеет крупных учеников и последователей. Известен в СССР и за границей. (книга «Сергей Иванович Вавилов. Новые штрихи к портрету. М., ФИАН, 2004г. стр. 162,163). 17 июля 1945г. Вавилов был избран Президентом. За него было подано 92 голоса академиков из 94. Личность С.И.Вавилова сформировалась традициями его семьи и атмосферой, в которой проходила его учёба.

Питомец физического факультета МГУ, С.И.Вавилов был в числе тех молодых людей, кому посчастливилось принять эстафету научной этики у таких великолепных учёных мужей России, как Н.Жуковский, К.Тимирязев, В.Вернадский, П.Лебедев (именем которого был назван ФИАН). За свою первую самостоятельную научную работу С.И.Вавилов был удостоен в 1915г. Золотой медали Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при МГУ. Этому обществу обязан своим возникновением Политехнический музей, к которому братья Вавиловы «прикипели» ещё с гимназических времён, посещая научно-популярные лекции, формировавшие их будущие устремления в учёбе и науке. С.И.Вавилов впоследствии и сам выступал в Политехническом музее с лекциями, питая особое отношение к научной популяризации знаний.

Всё изложенное выше позволяет полагать, что Президент АН СССР С.И.Вавилов – большой учёный и патриот популяризации знаний, выдвигал идею масштабного развития этой деятельности в послевоенном СССР под эгидой Академии Наук на базе Политехнического музея (который, судя по всему, находился тогда в плачевном состоянии, оккупированный разными организациями). Эта Вавиловская идея была, вероятно, воспринята благосклонно И.Сталиным, но существенно переосмыслена с учётом требований «текущего момента» и уже имеющегося опыта политпропаганды, проводимой с 1943г. Лекционным Бюро под руководством А.Я.Вышинского.

Всесоюзное лекционное бюро

Теория и практика большевистского преобразования РОССИИ и построения в ней социалистического общества и государства исходили из того, что агитация и пропаганда являются фундаментальными факторами «технологии» такого преобразования. Они открывают возможности вовлечения широких масс в намеченнын преобразования. Серьёзным препятствием делу стал крайне низкий уровень грамотности этих самых широких масс. К концу 19 века не более 20% населения России могли читать. Поэтому в число  первых декретов Советской власти вошли декреты,

посвящённые просвещению (1917г.) и образованию (1918г.). Согласно декрету Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности(!) . По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет в СССР приближалась уже к 90 %. В течении этих 20 лет количество подготовленных для восприятия пропагандируемых большевиками идей активно расширялось.

В.И.Ленин разработал и представил всеобъемлющие аспекты теории и методологии агитации и пропаганды. Он исходил из того, что пропаганда и агитация воздействуют на разум людей, внося в их сознание идеи и учения, требующие освоения как руководство к действию.* В своей книге «Что делать» (1902г.) он разделил функций пропагандиста и агитатора. По Ленину пропагандист освещает много идей, а агитатор берет одну из них, чтобы побудить людей к размышлениям и действиям. «Личное воздействие и выступление на собраниях в политике страшно много значит. Без них нет политической деятельности, и даже само писанье становится менее политическим» (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 54).

Идеи Ленина о пропаганде и агитации до конца 20века служили руководством к действию при реализации всех планов и программ (независимо от их продуманности и успешности) социалистического строительства в СССР, а после 1945г. и в странах «соцлагеря».

С самых первых дней существования большевистской Советской Власти её текущие дела и планы строительства социализма были весьма неоднозначно воспринимаемы населением страны, которое на многие-многие годы раскололось гражданской войной, последствия которой не изжиты до настоящего времени. Именно поэтому власть страны советов всегда уделяла особое внимание т.н. «идеологической поддержке» своих дел и планов, т.е. в первую очередь пропаганде и агитации.

Трагическое для СССР начало войны с фашистской Германией в 1941г. потребовало от Советского руководства жёсткой тотальной мобилизации всех людских, материальных и духовных ресурсов на борьбу за жизнь страны на фронтах войны и на тыловое её обеспечение. Идеологическая работа в форме пропаганды и агитации заняли своё место в строю защитников Отечества, внеся существенный вклад в то, что впоследствии именовалось как «морально-политическое единство советского народа в Великой Отечественной Войне». Работа эта проводилась в войсках защитников Родины как армейскими политработниками, так и выездными бригадами из тыла.  Особое внимание уделялось пропаганде и агитации в тылу, направленной на мобилизацию трудовых ресурсов для дела победы. Масштаб и глубину эшелонов этой работы иллюстрирует, в частности, малоформатная брошюрка «ШКОЛЬНИКУ О ПОЛИТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА СЕЛЕ», (детгиз, 1942г; 50000экз., 0.5п.л., подписано в печать 11.06.1942г.), подготовленную управлением политпросвет работы НАРКОМПРОСа РСФСР с предисловием от наркома В.Потёмкина. Брошюра адресована учащимся школ, выезжающих на сельскохозяйственные работы, что было частицей выполнения первомайского (1942г.) приказа Сталина, который «обязывает советский народ напрячь все силы на помощь фронту для окончательного разгрома врага в 1942г.». Брошюра призывает школьников, прибывающих в деревню, «стать активным помощником в работе избы-читальни, библиотеки», наставляет и обучает их тому «как провести беседу, громкую читку газеты», «как оформить стенгазету, боевой листок, плакат», как проводить справочную(!) работу на селе и т.п. Это иллюстрирует организацию политпросвет работы на самом низовом уровне.

Проведение этой работы на самом верхнем уровне Постановлением Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР от 31.07.1943г было поручено. Лекционному Бюро, созданному при Комитете по делам высшей школы при СНК СССР (впоследствии – Всесоюзное Лекционное Бюро при Министерстве высшего образования СССР),  Постановлением руководство Лекционным Бюро было поручено высокодолжностным партийно-государственным чиновникам во главе с А.Я.Вышинским.*

В отчёте о работе ЛЕКЦИОННОГО БЮРО за период август 1943г.– июнь 1944г. (ГАРФ, Ф-р9548, оп.7. дело5) отмечается, что БЮРО начало свою деятельность с 03.08.1943г., определив своей задачей, в соответствии с Постановлением СНК, организацию публичных платных лекций в г.Москве и по всей стране по тематике, связанной с международным положением, текущими военно-политическими событиями, по историческим, военно-историческим и другим вопросам, причём к подготовке и чтению лекций должны были привлекаться крупнейшие учёные, видные военные и общественно-политические деятели. Это должно было «обеспечить актуальность тематики, должный идейно-теоретический уровень и политическую заострённость лекций».

При Бюро были созданы постоянно действующие секции: военная; международных отношений; военно-историческая; историческая; государства и права; экономическая; научно-техническая; литературы и искусства; философская. Эти 9 секций возглавляли: 5 академиков и 1 чл.-корр. АН СССР, 3 генерала и 1 профессор.

С 16.08.1943г. по 01.07.1944г. Лекционное Бюро провело в Москве и других городах 493 публичных платных лекций по 85 темам. Эти лекции посетили 253 тысячи слушателей. Цена билета на лекцию была от 2 до 5 руб. Средства от сбора шли на уплату гонорара лекторам (50%), на изготовление наглядных пособий. С лекциями выступали видные ученые, военноначальники, деятели международного коммунистического движения, деятели культуры. Состав лекторов характеризуют такие имена, как С.Вавилов, Е.Тарле, С.Михоэлс, Д.Ибарури. И.Эренбург и многие другие не менее достойные.

Руководство Лекционным Бюро принимало решение о возможности допуска к публичному чтению предлагаемых авторами лекций, тщательно анализировало их качество, критикуя их недостатки. Так, например, критике подвергся известный венгерский коммунист М.Ракоши (впоследствии руководитель бывшей Венгерской Народной Республики, с деятельностью которого связаны трагические события 1956г. в Венгрии) за ряд политических и исторических несовершенств (по мнению руководства Лекционного Бюро) его лекции на тему: «Венгрия – вассал гитлеровской Германии».

В сентябре 1944г. Вышинским было утверждено Положение «О ЛЕКЦИОННОМ ЗАЛЕ БЮРО при КОМИТЕТЕ по ДЕЛАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ при СНК СССР» (ГАРФ, Ф-р9548, оп 7, дело 2). В соответствии с  ним Лекционный Зал (Большая Аудитория Политехнического Музея, которая впоследствии – 2 июня 1946г. – была закреплена за Лекционным Бюро Постановлением №1451 Совета Министров СССР) становился основной базой деятельности Лекционного Бюро в Москве (отсюда, вероятно, сохранившееся на долгие годы название «Центральный Лекторий»), при полной хозяйственной самостоятельности.

О масштабах деятельности Лекционного Бюро и о темпах её развития позволяют судить данные, приведенные Вышинским на совещании лекторов Лекционного Бюро 24.05.1945г. (ГАРФ, Ф-р9548 оп 7, дело 72). В 1945г. активность деятельности Бюро проявилась в организации 363 лекций в месяц при заполненных аудиториях во всех местах их проведения. Эти лекции издавались массовым тиражом для их распространения (распространялись лекции, подготовленные лекторами «первой категории научного качества» Лекционного Бюро и одобренные им; по этим текстам выступали на местах лекторы «второй категории»*). Успешный опыт Лекционного Бюро позволил ставить вопрос о существенном расширении лекционной деятельности. На этом совещании лекторов Вышинским были озвучены идеи о перспективах дальнейшей деятельности Лекционного Бюро. В послевоенных условиях требовалось (далее по тексту стенограммы) «развернуть работу глубже, охватить более широкие слои нашего общества, и может быть даже не только нашего советского общества, а гораздо шире, чем было до сих пор, и поднять в целом всю нашу работу на новую более высокую ступень её развития…..Лекционное бюро должно быть трибуной общественного мнения, должно быть известным рупором выражения взглядов, точек зрения, подходов к решению тех или иных проблем, который (рупор) не всегда возможно в официальной форме использовать, для того, чтобы это выражение взглядов было осуществлено в менее официальной или вовсе не в официальной форме».

Развитие деятельности в такой постановке требовало нового подхода к её реализации. Политбюро ЦК ВКП(б) 02.02.1947г. принимает решение «О преобразовании Всесоюзного Лекционного Бюро» с созданием на основе опыта его деятельности Всесоюзной общественной организации. Ещё через два месяца – 01.04.1947г. Управление агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) созывает совещание деятелей науки и культуры для обсуждения этого вопроса.(РГАСПИ, фонд 17, оп 125, ед.хр.505, листы 1,2,24,25). Ещё через месяц обращение участников этого совещания к советской интеллигенции с призывом о создании такой организации опубликовала газета «ПРАВДА»

Тем, кто знаком с деятельностью Всесоюзного Общества «ЗНАНИЕ», должно быть очевидным, что «матрицей» для неё послужила деятельность Всесоюзного Лекционного Бюро при Министерстве высшего образования СССР.

Первые шаги детища ВКП/б/ и С.И. Вавилова

Биография Всесоюзного Общества «ЗНАНИЕ» (далее – ВОЗ) отсчитывает своё начало от 29 апреля 1947г. В этот день И.В.Сталиным было подписано Постановление №1377 Совета Министров СССР «О Всесоюзном обществе по распространению политических и научных знаний». Первый пункт этого постановления звучит так (ГАРФ, фонд р-9547, оп1, дело1):

«Одобрить обращение группы учёных и общественных деятелей ко всем деятелям советской науки и культуры о создании Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний и разрешить опубликовать обращение в центральной печати».

Речь идёт об обращении, которое было с разрешения(!) ВОЖДЯ опубликовано 1 мая газетой «ПРАВДА» за 70 подписями, из коих первой стоит подпись Президента АН СССР С.И.Вавилова. Далее следуют подписи президентов АН 9 союзных республик, 17 действительных членов АН СССР и АН Союзных республик, 8 членов-корреспондентов АН СССР, 22 учёных-деятелей высшего образования, а также подписи известных писателей, генералов, членов Правительства СССР, секретарей ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС.. В частности, Обращение подписали академики Тарле Е.В., Артоболевский И.И., Орбели И.А., Амбарцумян В.А., и писатели Симонов К.М., Фадеев А. А., Тихонов Н.С.

В этом Обращении уже содержится концепция деятельности будущего Всесоюзного общества. Вот как представлены в Обращении её основные положения (газета «ПРАВДА»):

Успешное осуществление великой задачи построения коммунистического общества требует систематической и широкой работы по поднятию культуры трудящихся, усиления работы по коммунистическому воспитанию советского народа, неутомимой борьбы за полное преодоление пережитков капитализма в сознании людей.

–   Мы предлагаем создать Всесоюзное об­щество по распространению политических и научных знаний. Задача этого Общества должна заключаться в том, чтобы организовать широкую пропаганду научных и политических знаний путем проведения публичных лекций в области международной политики, советской экономики, нау­ки, культуры, литературы и искусства, а также путем издания и распространения стенограмм лекций

–  Мы должны показывать вели­чие нашей социалистической Родины, вос­питывать у советских людей чувство гор­дости за советскую страну, за наш герои­ческий советский народ, ведя решитель­ную борьбу против низкопоклонства от­дельных граждан СССР перед современной буржуазной культурой. Долг членов.

Постановлением Совета Министров был утверждён организационный комитет в количестве 21 человека под председательством академика С.И.Вавилова – Президента АН СССР. В составе оргкомитета – 12 академиков, в том числе: Тарле Е.В., Мусхелишвили Е.И., Греков Б.Д., Артоболевский А.А.,    Опарин А.И., Лысенко Т.Д. Своим Постановлением Правительство поручало оргкомитету провести работу по подготовке общего собрания учредителей ОБЩЕСТВА в июле того же года, предварительно сформировав коллектив этих учредителей. Постановлением создаваемому ОБЩЕСТВУ передавалось всё наличное имущество, оборудование и фонды Всесоюзного лекционного бюро при Министерстве высшего образования СССР. Также в ведение ОБЩЕСТВА переходил «московский Политехнический музей», находившийся до этого в ведении Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР.

События разворачивались стремительно. Оргкомитету предстояло разработать основы жизни и деятельности крупной Всесоюзной общественной организации для обсуждения их общим собранием учредителей, причём следовало определиться и с тем, кого считать учредителями.

Дебаты по основным вопросам развернулись на заседании Оргкомитета 12 мая 1947г.(ГАРФ, ф р-9547, оп1. дело7) Особенно остро обсуждался вопрос о членстве в ОБЩЕСТВЕ. Острота этой проблемы объясняется тем, что было необходимо сочетать в «одной упряжке» лекционной деятельности широкое участие энтузиастов на местах (сельская интеллигенция, интеллигенция малых городов т.е. именно тех ареалов, где лекторское слово имело особую ценность и потенциал распространения), с необходимым уровнем научного обеспечения содержания лекций. Обострённая полемика по этой проблеме развернулась между А.Я.Вышинским и А.А.Вознесенским*. Председательствующий С.И.Вавилов следующим образом определил свою позицию:

– Я прошу учесть, что Обращение, напечатанное в газетах, имело очень широкий отклик. Действительно, огромный круг людей – и преподавателей школ, и инженеров, работающих на заводах, и др. это Обращение чрезвычайно заинтересовало. Мне кажется, что привлечь их в какой-то степени к деятельности Общества, как это выяснилось из обсуждения, необходимо. Иначе мы встретим целый ряд затруднений в дальнейшей работе. Здесь указывалось, что это будет какое-то разделение на группы, но должен сказать, что название «член-соревнователь» – это испокон существующее наименование. Даже в партийном отношении существуют такого рода градации – член партии и кандидат. В научных обществах и в старое время студенты участвовали в качестве членов-соревнователей, и они считали это для себя это большим почётом. Я сам был членом-соревнователем, и для меня это было большим почётом.

На этом заседании Оргкомитета обсуждались предложения по структурно-региональному строению ОБЩЕСТВА, по тематическому структурированию лекционной деятельности и её управлению, по формированию органов управления ОБЩЕСТВОМ. Огромный объём предстоящей работы вызывал сомнение в возможности её выполнения в предусмотренные Постановлением Правительства сроки. Но С.И.Вавилов был твёрд, и в назначенный срок общее собрание состоялось.

Газета «ПРАВДА» 7 июля 1947г. в материале рубрики «Распространение политических и научных знаний» сообщала о проведении в Большом театре «общего собрания членов Всесоюзного общества». Газета писала: «На собрание прибыли члены общества со всех концов Советского Союза…..В Союзных республиках перед общим собранием была проведена большая работа по формированию республиканских обществ».

Собранию прежде всего предстояло определить фундаментальные основы деятельности Общества. Об этом говорил в своём вступительном слове С.И.Вавилов:

Цель Общества на первый взгляд настолько ясна и очевидна, что её специальное рассмотрение может показаться излишним. В действительности, однако, каждодневно приходится встречаться с очень разнообразными пониманиями и толкованиями цели и характера его предстоящей деятельности. Высказываются, например, иногда мнения, что общество должно быть ассоциацией многочисленных советских специальных научных и технических обществ, наподобие соответственных английских и американских ассоциаций……Другая точка зрения состоит в том, что задачей Общества должна быть только популяризация политических и научных знаний, рассчитанная на самые широкие круги населения Советского Союза….Иосиф Виссарионович (имеется в виду И.В.Сталин. прим.автора) указывал…… «Бывает и так, что новые пути науки и техники прокладывают иногда не общеизвестные в науке люди, а совершенно неизвестные в научном мире люди, практики, новаторы дела». Одна из главных задач нашего Общества состоит в том, чтобы создать культурные условия, прикоторых таких людей, практиков, новаторов дела появлялось бы в науке возможно больше». (ВЕСТНИК АН СССР, 1947г. №8, стр.3-11).

Подготовку Общего собрания контролировал лично секретарь ЦК ВКП/б/ А.А.Жданов, с которым согласовывался предварительно состав Правления,*проект УСТАВА и ряд других вопросов (ГАРФ, ф р9547,оп1,дело 2а, листы 35,36 – письма от 02.07.47 Жданову за подписями Вавилова и Митина).

Общее собрание приняло УСТАВ Общества, который впоследствии был утверждён Постановлением Совета Министров СССР за №3401 от 29 сентября 1947г., а также сформировало Правление во главе с Президентом АН СССР С.И.Вавиловым. С этого времени Академия Наук СССР передала Обществу свой журнал «Наука и жизнь».

Первый УСТАВ ОБЩЕСТВА (ГАРФ ф р-5446, оп1, дело 313) состоял из 8 разделов, которые определяли задачи и членство Общества, его строение и финансовые основы деятельности. Его первая статья звучит так: «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний является добровольной общественной политико-просветительной(!) организацией и имеет своей целью распространение политических и научных знаний среди населения Советского Союза».

Статья 8 гласит: «Всесоюзное общество состоит из: почётных членов, действительных членов – индивидуальных и коллективов, членов-соревнователей».

Почётными членами могли быть лица избранные съездом ОБЩЕСТВА за «особо ценные услуги делу распространения политических и научных знаний в СССР».

Действительными членами могли быть деятели(!) (науки и техники, общественно-политические и военные, литературы и искусства, а также педагоги) «принимающие личное активное участие в деле распространения политических и научных знаний среди населения СССР (составление и чтение лекций, составление популярных книг и пр.)». Членами-коллективами могли быть общественные и государственные организации и учреждения, принимающие участие в создании и деятельности Общества. Членами-соревнователями Общества могли быть «лица, участвующие в деятельности Общества путём чтения лекций на основе одобренных Обществом текстах, участия в устройстве научных опытов, выставок, а также оказывающих Обществу другие виды помощи».

Для «разработки вопросов, соответствующих задачам Общества» УСТАВ предусматривал в составе Общества наличие СЕКЦИЙ по отдельным отраслям знаний, в составе действительных членов.

Финансовое благосостояние Общества определялось оговоренными УСТАВОМ вступительными и членскими взносами, доходами от всех уставных видов деятельности, отчислений общественных организаций и учреждений и лиц «заинтересованных в развитии Общества».

На Общем собрании (по предварительному согласованию с секретарём ЦК ВКП/б/ А.А.Ждановым) почётными членами Общества должны были быть избраны: товарищи Сталин И.В., Молотов В.М., Жданов А.А., а также академики Зелинский Н.Д., Обручев В.А., Прянишников Д.Н. Однако их избрание произошло на 1-ом съезде Общества в январе 1948г.

Постановлением Совета Министров СССР №4032 от 16 декабря 1947года «О МЕРАХ ПОМОЩИ ВСЕСОЮЗНОМУ ОБЩЕСТВУ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ» за подписью И.В.Сталина (ГАРФ, ф р-9547. оп1. дело1) было поручено:

– 9 министерствам и ведомствам «поставить в декабре(!) 1947г. Всесоюзному обществу…. материалы и оборудование согласно Приложению №1»;

–  5 министерствам и ведомствам, а также ВЦСПС «передать до 1 февраля 1948г. Всесоюзному обществу……находящиеся в здании Политехнического музея выставки, библиотеку и музеи согласно Приложению №2»;

В упомянутом Приложении №2 перечислены: 1. Центральная станция юных техников (Министерство Просвещения РСФСР); 2. Музей труда ВЦСПС. 3. Лесной музей (Министерство лесной промышленности СССР; 4.Московский дом техники (Министерство речного флота СССР); 5.Выставка контрольно-измерительных приборов (Комитет по делам мер и измерительных приборов при Совете Министров РСФСР); 6. Центральная политехническая библиотека (Комитет по делам культурно-просветительских учреждений при Совете Министров РСФСР).

Постановление обязало 5 ведомств и ВЦСПС до 1 февраля 1948г  «произвести переселение из здания Политехнического музея подведомственных им учреждений и организаций согласно Приложению №3», и поручало руководителям (персонально) Мосгорисполкома и Управления делами Совмина СССР «оказать помощь Правлению Всесоюзного общества…… в выселении из здания Политехнического музея учреждений и организаций, указанных в Приложении №3».

Постановление также устанавливало освобождение от государственных и местных налогов организуемые Обществом «публичные лекции и другие научно-просветительные мероприятия».  26 января 1948г. уже состоялся 1-ый съезд Общества. С докладом «Об итогах деятельности Общества за 1947г. и о плане работ на 1948г. выступил академик М.Б.Митин. Дух этого доклада можно воспринять уже из следующего цитирования его (Журнал «Наука и Жизнь», 1948г.,№2, стр. 35.):

«Задача нашего Общества – не беспартийное «культурничество», а воинствующая, наступательная, проникнутая духом большевистской партийности пропаганда политических и научных знаний…..Вся работа Общества, лекции, печатные издания должны помогать вытравлять эти вредные и отвратительные проявления буржуазных пережитков». Автор доклада имеет в виду упоминавшиеся им до этого в докладе «пережитки» в форме «низкопоклончества перед иностранщиной».

В Постановлении 1-го Съезда Общества (публикуется там же) записано:

п.2 «Съезд считает необходимым обязать каждого действительного члена Общества прочитать в различных аудиториях или составить не менее двух лекций в год по поручению Общества».

п.3 «По содержанию лекционной работы Общества на 1948г. съезд даёт следующие указания:

а/ Важнейшее место в лекционной тематике должны занимать темы по разделу общественных наук………

б/ ……В лекциях (по разделу естественных и технических наук прим. автора) должны найти широкое и всестороннее освещение роль русской науки и достижения советских учёных….Показ преимуществ советской социалистической науки должен быть руководящим началом в работе лекторов».

Большое значение Общество придавало участию в его работе Центральной политехнической библиотеки. Президиум Правления Общества принял специальное постановление о работе Библиотеки 24.02.1948г. Пункт №1 этого постановления звучит так:

Установить, что Центральная Политехническая библиотека, в соответствии с задачами Общества, должна специализироваться, наряду с научно-технической и производственно-технической литературой, и в области научно-популярной литературы.

Этим же Постановлением Президиум утвердил Положение о Библиотеке, которое так определило концепцию её деятельности:

Центральная политехническая библиотека Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний является публичной научной библиотекой – книгохранилищем технической литературы и научно-исследовательским центром по библиотечной и библиографической работе с технической литературой. Библиотека специализируется в области научно-популярной литературы по технике и естествознанию.

Положение определило, что основным контингентом, обслуживаемым Центральной политехнической библиотекой Общества должны вближайшее время явиться действительные индивидуальные члены, члены-соревнователи и члены-коллективы Общества. Библиотеке необходимо организовать соответствующее обслуживание членов Общества, привлекаемых к чтению лекций.

Непосредственное руководство Библиотекой со стороны Правления было поручено заместителю председателя Правления академику АРТОБОЛЕВСКОМУ И.И.

Так началась жизнь и деятельность крупнейшей Всесоюзной общественной организации, которая с первых своих шагов оказалась значимым фактором общественной деятельности в СССР. Об этом позволяют судить публикуемые материалы того времени.

Журнал «Наука и Жизнь» с 1948г. ввёл постоянную рубрику «Во Всесоюзном Обществе по распространению политических и научных знаний». Ниже приводится краткий обзор этой рубрики за 1948-1949г.

1948 г. №8 Публикует материалы, посвящённые первой годовщине Общества. «Превратить Общество в могучий рассадник политических и

научных знаний» (по итогам июньского пленума Правления Общества – докладчик на пленуме – академик М.Б.Митин).

№9  Публикует материалы: о пропаганде мичуринского учения; о лекции проф. А.А.Космодемьянского, посвящённой основоположникам современной ракетной техники; о лекции кандидата биологических и педагогических наук В.П.Ильина «Сохранение высокой работоспособности в среднем и пожилом возрасте»; о научно-популярной литературе; о помощи сельским лекторам, где сообщается о том, что организованы тысячи лекториев в сельских местностях, для которых Правление готовит 4 серии популярных брошюр: «Что говорит современная наука о происхождении и развитии жизни на земле». «Наука о происхождении вселенной», «Советская сельскохозяйственная наука», «История нашей Родины».

№10 Продолжает публиковать материалы о лекционной деятельности на селе. В сентябре были открыты два первых колхозных лектория Общества в Московской области. На открытии одного из них в сельхозартели «Огородный гигант» выступил С.В.Вавилов. Для школьников

в г. Иваново летом было прочитано 30 лекций с общей аудиторией 4000 старшеклассников на темы: «Моральный облик советского человека». «Любовь, дружба и товарищество», «О пережитках капитализма в сознании людей и пути их преодоления», «Воспитание воли и характера», «Культура поведения молодого человека», «Мать в жизненном пути человека».

Секция физико-математических наук Общества готовит к изданию под руководством академика Г.С.Ландсберга серию научно-популярных книг под общим названием «Популярная библиотека по физике». Книги рассчитаны «на лиц с 6-8 классным образованием и предназначаются для самостоятельного чтения».

1949г. №3  Материал о колхозных университетах на Украине. Полтавское отделение Общества организовало 34 колхозных университета для более 1500 слушателей. Учебная программа университетов в объёме сельхозтехникума рассчитана на три года. Для лекторов университетов 2 раза в месяц проводятся т.н.кустовые семинары, на которых выступают учёные.

Журнал также сообщает: «Полноценной жизнью живёт отделение Общества на Колыме». За последний квартал 1948г. в Магадане прочитано более 30 публичных лекций для 4000 человек. «А в глубинках за октябрь-ноябрь было 92 лекции, на которых присутствовало свыше 10 тыс. человек». Тематика лекций: «Роль идеологии в общественном развитии», «Советский Союз в борьбе за мир и безопасность», «О странах новой демократии», «О Коммунистической морали», «Возникновение жизни на земле», «Поиски остатков мамонтов в Колымском крае». Журнал публикует реферативное изложение лекции профессора Б.А.Воронцова-Вельяминова «ЛУЧ СВЕТА – ВЕСТНИК ДАЛЁКИХ МИРОВ», сообщает о Сталинградском лектории экономических знаний местного отделения Общества для планово-экономических и финансовых работников, о лектории для родителей в Архангельске.

№4 «Исключение буржуазных космополитов из рядов общества». Президиум Правления «по предложениям общих собраний секций литературы и искусства и Ленинградского отделения Общества, рассмотрел вопрос о пребывании в числе действительных членов Общества Альтмана, Блеймана, Бояджиева, Бэлза и др, разоблачённых советской печатью(!) и советской общественностью(!) как антипатриоты и буржуазные космополиты». Президиум принял решение об исключения этой группы лиц из числа действительных членов с рассмотрением этого вопроса Пленумом Правления.

№8 Рассказал, в частности, об опыте работы колхозного лектория села Липняжки Кировоградской области Украинской ССР в изложении В.М.Майдебуры – заведующего лекторием. «Не могу не рассказать о самоотверженном поведении тов. Любицкого, который преподаёт в школе села Маркова в 15 км. от нас. Дело было весной. Тов. Любицкий должен был прочесть лекцию на тему «Происхождение жизни на земле».

В этот день шёл проливной дождь, было грязно, дорогу размыло. Я звоню ему: -Может быть перенесём лекцию? – Нет, ни в коем случае. Готовьте аудиторию.– Ровно к назначенному часу тов. Любицкий явился; клуб был переполнен, и колхозники с большим интересом прослушали хорошую лекцию. Более часа лектор отвечал на многочисленные вопросы слушателей»

Закончим весь обзор курьёзом, о котором сообщил №9 журнала в рубрике «В Президиуме Правления Всесоюзного Общества».

«Дело Швидлера-Ронева»

«А. Швидлер (Ронев), используя звание действительного члена Общества, подвизался в Псковской области, в Ленинграде, в Эстонской ССР с антинаучной лекцией «Мозг и психика», сопровождая её сеансами гипноза. Все выступления Швидлера были платными, чаще всего без путёвок – весь валовый сбор оказывался в его кармане. Цены за билеты всегда превышали установленные нормы. Он создал частнопредпринимательскую «лекторскую группу» в составе ближних и дальних родственников». «Президиум Правления Всесоюзного Общества …. Положил конец антинаучной халтурной «лекционной» деятельности этой «группы».

Этот курьёз косвенно характеризует популярность и авторитет Общества, как, впрочем, и господина Швидлера в качестве «героя нашего сегодняшнего времени».

Самый первый отчёт о деятельности ОБЩЕСТВА. был направлен 09.11.1948г за подписями Председателя Правления академика С.И.Вавилова и первого заместителя Председателя Правления академика М.Б.Митина секретарю ЦК ВКП(б) Г.М.Маленкову. (РГАСПИ, ф17, оп.132, д.10, листы 77 – 104). Обращает на себя внимание то, что все(!) официальные письма ОБШЕСТВА в ЦК ВКП(б) и в Правительство направлялись за двумя подписями: С.И.Вавилова и М.Б.Митина. Судя по всему, последнему отводилась роль «партийной дуэньи» при беспартийном Председателе.

Этапы развития общества «Знание»

Анализ материалов, отражающих деятельность ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА «ЗНАНИЕ» в процессе развития его от предыстории до завершения, позволяет выделить ряд периодов в жизни этой организации.

Эти периоды, или этапы, характеризуются изменениями самоидентификации ОБЩЕСТВА, что, безусловно связано с эволюцией политических и социально-экономических условий жизни СССР.

Представленные ранее материалы позволяют выделить первый, «сталинский» период с включением в него в качестве его подраздела «доисторический» этап деятельности Лекционного Бюро.

Особенность деятельности ОБЩЕСТВА в этот период закреплена главным положением его УСТАВА, определяющим ОБЩЕСТВО как политико-просветительную организацию. Характер предписанной властью деятельности не мог расходиться с тем, что почётными членами ОБЩЕСТВА с энтузиазмом и единогласно были избраны И.В.Сталин и его соратники. В этот период ВКП/б/ мобилизовала ОБЩЕСТВО на агитационно-пропагандистскую поддержку послевоенного восстановления страны и на идеологическую борьбу «на фронте и в тылу холодной войны». Последнее далеко не вписывалось в изначальную идею С.И.Вавилова, но правила игры устанавливал не он. Тем не менее, в эти годы начинает разворачиваться популяризация достижений естественных наук: физики, астрономии, химии, наук о земле. В 1953г. после смерти Сталина в стране начался мучительный процесс переосмысления жизни. Прежние «языческие идолы» (и прежде всего почётные члены ОБЩЕСТВА) были свергнуты со своих пьедесталов.

Но вера в построение «светлого будущего» сохранилась, более того, время его наступления было определено – 1980г. Так возник новый стимул для мобилизации творческого потенциала советских людей. Всесоюзному «ЗНАНИЮ» была отведена своя роль в этой работе. Наступил постсталинский – «оттепельный» период в жизни ОБЩЕСТВА.

Устав ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ 1955г. своим первым пунктом провозглашает, что оно (ОБЩЕСТВО) является добровольной общественной научно-просветительной организацией. Оно имеет своей целью содействовать укреплению Советского социалистического государства, путём широкого распространения среди населения Советского Союза политических и научных знаний на основах марксизма-ленинизма по следующим вопросам: далее следует перечень не менее, чем из 25 тематических направлений, начиная внешней и внутренней политикой с дальнейшим перечислением всех отраслей наук, деятельности в сфере культуры и завершая спортом и передовым опытом. Никакой «уставной» идеологической войны.

«Оттепельный» период в жизни страны и ОБЩЕСТВА характерен оживлением и энтузиазмом. Ряды ОБЩЕСТВА растут за счёт формирования групп его членов в производственных коллективах. К 1964г. таких групп было уже около 90тыс.(Ю.К.Фишевский, Н.Н.Мурашов. Первичная организация – основа общества ЗНАНИЕ М.,1981, «ЗНАНИЕ»). На 6ом съезде ОБЩЕСТВА (с 1963г. оно именуется просто – Общество «Знание») принят УСТАВ, предусматривающий наличие первичных организаций в основе его строения. Особую роль – роль витрины ОБЩЕСТВА начинает играть Политехнический Музей. В его залах проходят выставки и встречи, посвящённые достижениям передового опыта. В стенах МУЗЕЯ ОБЩЕСТВО встречало и чествовало первых космонавтов. Сотрудники – члены первичной организации «ЗНАНИЯ» МУЗЕЯ, выступали с лекциями и демонстрациями популяризирующими научные и технические знания в местах отдыха, на предприятиях и в учебных заведениях Москвы и за её пределами. В Большой Аудитории Политехнического – главной трибуны ОБЩЕСТВА, выступали выдающиеся отечественные и зарубежные учёные, например Н.Винер в 1960г. Сам термин «оттепель» в его политическом и нравственном контексте как бы выпорхнул из стен Политехнического, Большая Аудитория которого стала «гнездом» оттепельных поэтов, обретших всемирную славу.

Можно полагать, что завершился оттепельный период в жизни страны и ОБЩЕСТВА в самом конце 60х годов, после того, как «оттепель» проявила себя как синдром ревизии идейных основ «лагеря социализма» событиями в ЧССР в августе 1968г. Незыблемость этих основ КПСС укрепляла «завинчиванием идеологических гаек». Для этого на все 100% была использована обширнейшая компания подготовки и празднования 100летия В.И.Ленина. Наступивший период можно по праву считать «стагнационным» с апогеем в 1987г., когда был принят УСТАВ ОБЩЕСТВА в новой редакции.

Преамбула к этому документу, в частности, гласит:

Общество «ЗНАНИЕ» работает под руководством Коммунистической Партии Советского Союза, содействует претворению в жизнь её программных целей. Его деятельность направлена на:

– формирование научного мировоззрения, высокой идейности и сознательности советских людей, повышение их политической и общей культуры, глубокое овладение марксистско-ленинским учением, воспитание в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма, умения с чётких классовых позиций оценивать общественные явления, отстаивать идеалы и духовные ценности социализма;

Далее следуют ещё целый ряд исходных наставлений вроде воспитания нетерпимости к любым проявлениям чуждой идеологии и морали…,готовности к активному участию в осуществлении стратегического курса партии на ускорение социально-экономического развития страны….

В эти годы организации ОБЩЕСТВА встраиваются в систему пропагандистского аппарата КПСС на всех уровнях от первичных организаций и выше. Тематическая структура деятельности ОБЩЕСТВА включает в себя следующие направления пропаганды(!): общественно-политическое, научно-техническое и естественнонаучное. Наиважнейшее внимание уделяется первому из них. Следует отметить также, что за прошедшие 40 лет со дня основания Общества, лекционная форма его деятельности как базовая начинает отставать от времени. Возросший культурно-образовательный уровень населения, освоение населением широкого спектра услуг средств массовой информации требовали глубокой модернизации всей технологии деятельности Общества, к чему оно оказалось не готовым. Инерция мышления «кураторов» Общества из руководства КПСС держала его в наезженной колее.

Но главное, из-за чего этот период проявляет себя стагнационным заключается в том что базовое уставное предписание ОБЩЕСТВУ (см. выше) постепенно утрачивает свою оправданность. Это всё более становится очевидным, т.к. установки, данные Обществу не выдерживает испытания жизненным опытом граждан. В этих условиях существо просветительства начинает подменяться культом ритуалов его осуществления. Не случайно выглядят совсем по-другому основные положения нового УСТАВА, принятого его 10м внеочередным съездом ОБЩЕСТВА и зарегистрированного 25.02.1991г., через 4 года после предыдущего (1987г.) и менее, чем за год вообще до окончания деятельности ОБЩЕСТВА. Главная цель, которой должно руководствоваться общество в своей деятельности сформулирована последним УСТАВОМ следующим образом:

– Содействовать решению общенациональных задач – выводу страны на уровень передовых государств в экономической, научно-технической,социальной и гуманитарной сферах, достижению гражданского согласия, объединению и консолидации демократических сил, духовному оздоровлению народа, развитию и укреплению общечеловеческих и социалистических ценностей, интернационализма и дружбы народов, утверждению идеалов гуманного, демократического общества, свободы, равенства и справедливости, формированию правового государства и обеспечению прав человека.

Фундаментальное, революционное отличие этого призыва от того, который был актуален совсем недавно – в 1987г., говорит о многом, в частности о том, что к 1990г. ОБЩЕСТВО израсходовало идейный ресурс своего развития вслед за КПСС.

Тем не менее, в стагнационный период, когда постепенно угасал интеллектуальный и духовный ресурс КПСС, усилилась работа ОБЩЕСТВА по поддержке непрерывного образования, по содействию

профессиональному росту заинтересованных групп населения, по освоению специалистами необходимых им знаний из смежных научных областей. Так, например, ОБЩЕСТВО своими изданиями, лекциями помогало массам специалистов осваивать «идеологию» вычислительной техники и её применений. Достойную роль во всей этой деятельности играли Народные Университеты, которые позволяли заинтересованным категориям граждан расширять свой культурный горизонт, пополнять и обновлять свой интеллектуальный и профессиональный багаж.

Непереоценима в этой связи роль Академии Наук в жизни ОБЩЕСТВА. Заложенные С.И.Вавиловым традиции продолжали сохраняться до самого завершения деятельности ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА «ЗНАНИЕ».

В течение всех 44лет этой деятельности ОБЩЕСТВО всегда возглавлял действительный член АН СССР, как правило, выдающийся учёный с мировым именем, зачастую – депутат Верховного Совета СССР, член президиума Академии Наук. Во главе ОБЩЕСТВА были и два лауреата Нобелевской премии – академик Семёнов Н.Н. (1960-1963г.) и академик Басов Н.Г. (1978-1989г.) Академики Басов Н.Г. и Артоболевский И.И. (1966-1977г.) руководили ОБЩЕСТВОМ наиболее продолжительное время и весьма значимо повлияли на содержательность его деятельности прежде всего и главным образом в области популяризации науки, инновационных сфер применения её достижений. На имя Н.Г.Басова приходило много писем в Правление с просьбой оценить предлагаемые адресатами всевозможные их идеи применения лазеров.

Басов был инициатором принятия совместного Постановления Президиума Академии наук СССР и Президиума Правления Всесоюзного Общества «ЗНАНИЕ» «О дальнейшем укреплении сотрудничества Академии наук СССР и Всесоюзного общества «ЗНАНИЕ» (11мая 1979г. №644/6, см. также ВЕСТНИК АН СССР 1987г. №12). В соответствии с этим Постановлением поручалось руководителям следующих секций Президиума Академии: физико-технических и математических наук (академик Велихов Е.П.), химико-технических и биологических наук (академик Овчинников Ю.А.), наук о земле (академик Сидоренко А.Б.), общественных наук (академик Федосеев П.Н.) совместно с академиками – руководителями соответствующих структур Правления ОБЩЕСТВА ( Доллежаль Н.А., Соколов В.Е., чл.-корр. Лисицин А.П., Константинов Ф.В.) на совместных заседаниях рассматривать планы пропаганды актуальных направлений науки, а также содействовать блее широкому вовлечению научных сотрудников в работу по пропаганде научных знаний, рассматривая их участие в пропаганде как общественный долг советского учёного. В этих целях поручить руководителям всех научных учреждений Академии Наук СССР:

– рекомендовать учёных для ведения организационной, научно-методической и лекционной работы в организациях Общества, активнее

использовать экспедиции, командировки научных сотрудников, в том числе и за рубеж, для выступления с лекциями;

– при подведении итогов деятельности отделов, секторов, лабораторий и при переаттестации научных сотрудников учитывать их участие в деятельности общества «Знание».

В развитие этого Постановления 22.02.1979 было принято совместное постановление «О перечне институтов АН СССР для совместной работы с научно-методическими советами Всесоюзного общества «Знание» по пропаганде соответствующих отраслей научных знаний». Этот документ

поручал руководителям 52х научных организаций АН СССР обеспечить участие их учёных советов в совместной работе с научно-методическими органами Правления ОБЩЕСТВА. Для этого директорам предлагалось

выделить этот участок работы как самостоятельный и возложить ответственность за него на одного из своих заместителей.

Следует иметь в виду, что ОБЩЕСТВО также тесно взаимодействовало с Академией медицинских наук, проводя пропаганду медицинских знаний и здорового образа жизни и с Академией педагогических наук по проблемам воспитания детей и семейного строительства.

Популяризация знаний – естественная форма деятельности для учёного. С античных времён «клеточная» структура реализации научной деятельности представляется в виде триады: «УЧИТЕЛЬ –– УЧЕНИКИ – НАУЧНАЯ ШКОЛА». Учитель может завоевать учеников только своей увлечённостью научным поиском и ясностью изложения его существа. По завету С.И.Вавилова многие десятки учёных сами выступали с лекциями, разрабатывали их тематику, создавали программы и пособия для народных университетов, готовили научно-популярные брошюры и книги, вовлекая в эту работу и своих учеников. Особыми событиями были встречи ведущих учёных с широкой публикой в Большой Аудитории Политехнического музея в цикле «Трибуна Академии наук». Эта общение «большой науки» с народом обрело ещё одну оригинальную форму в середине 80х. Правление ОБЩЕСТВА проявило инициативу и организовывало выступления учёных АН СССР и Академий наук союзных республик на предприятиях по местам проведения ежегодных выездных заседаний Совета по координации научной деятельности Академий наук союзных республик при Президенте АН СССР. Председателем Совета тогда был академик А.П.Александров. Такие заседания проводились в Эстонии, Молдавии, Армении, Туркмении. В мероприятиях, которые организовало ОБЩЕСТВО в контексте программы работы Совета, принимали участие вице-президенты АН СССР, академики-секретари отделений АН СССР, Президенты республиканских академий. Одновременно до 30 выдающихся учёных выезжали с выступлениями на заводы, сельскохозяйственные предприятия, на суда рыболовного флота и т.п. Опыт этой работы показал, что сами видные учёные были искренне заинтересованы в возможности лично «вынести знания из научной лаборатории к народу». Каждая из этих встреч постепенно превращалась из лекции в интересную для всех её участников беседу.

Итог

Окинув взглядом историю Всесоюзного Общества «Знание», историю неразрывно связанную с послевоенной историей СССР и КПСС, можно с уверенностью утверждать, что не без компромиссов и конформизма с косностью идеологического руководства страной, ОБЩЕСТВО честно служило ОТЕЧЕСТВУ. Оно реально способствовало как повышению общей культуры и образованности населения, так и профессиональному росту специалистов.

Москва, июль – сентябрь 2012г.

 


* Во второй половине 20века западные психологи разовьют подобный подход в т.н. «трансперсональной психологии».

* ВЫШИНСКИЙ А.Я.   С 6 сентября 1940 по 1946 год — первый заместитель наркома иностранных дел СССР.С июня 1933 года заместитель, а с марта 1935 года по май 1939 года — прокурор СССР.

В состав руководства Лекционным Бюро вошли также КАФТАНОВ С,В, В 1937—1946 гг. — председатель Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР, одновременно в 1941—1945 гг. — уполномоченный ГКО по науке. В 1946—1951 гг. — министр высшего образования СССР; АЛЕКСАНДРОВ Г,Ф,  1940 по 1947 годы — начальник Управления агитации и пропаганды ЦК ВКП(б).

* Вопрос о категориях лекторов Лекционного Бюро был изложен Вышинским  на заседании Оргкомитета Всесоюзного Общества по распространению политических и научных знаний 12 мая 1947г. (ГАРФ, ф р-9547, оп1, дело7, лист17- стенограмма).

* А.А. Вознесенский (1900-1950 гг.; видный экономист, ректор Ленинградского университета, затем — министр просвещения РСФСР). Был репрессирован и посмертно реабилитирован.

* К беспартийному Председателю Правления был «приставлен» в качестве заместителя закалённый «боец идеологического фронта», ярый противник «буржуазной псевдонауки – генетики», филосов, академик М.Б.Митин.

 

 

 


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *