Масштаб созданного в Сочи к предстоящим Олимпийским играм, в чем я недавно убедился, конечно, впечатляет. И, вместе с тем, даже в случае оглушительных побед российской сборной, не снимает с повестки дня вопрос: а что, собственно, дальше?
Александр Евлахов
Память «мировой общественности» скоротечна не только касательно Олимпийских рекордов, но и в отношении столиц Олимпийских игр. Как показывают исследования социологов ( Бренд Ричи, Брайан Смит), уже через 10 лет менее 10 процентов жителей США и 30 процентов европейцев смогли вспомнить, что зимняя Олимпиада 1976 года проходила в австрийском Инсбруке. То же самое случилось и в отношении зимних игр 1980 года в американском Лейк- Плэсиде.
Эта забывчивость не сильно волнует местных обывателей. Для них, жителей Олимпийских столиц, значительно важнее динамика собственной жизни. Существенно улучшить её, как показывает мировой опыт, удалось далеко не везде. Столицам зимних Олимпийских игр 1992 года – французскому Альбервилю, 1994 года – норвежскому Лиллехаммеру , 1998 года – японскому Нагано было суждено остаться туристскими провинциями вопреки надеждам превратиться в мировые туристические центры. И таких примеров немало. Американская Атланта в 1990- е годы начинала подготовку к Олимпийским играм под флагом создания «Нового Юга». Амбициозные намерения сопровождались небывалыми темпами роста населения и строительства зданий, прокладки дорог и создания новых рабочих мест. Мировым туристическим центром, вопреки надеждам, Атланта так и не стала, получив вместо заветной мечты перенаселённость, загрязнение воздуха и внутригородские транспортные проблемы.
А что будет с Сочи? Абсолютно очевидно, что его центр в обозримом будущем переместится в Адлер, в Имеретинскую долину, где сегодня выстроены уникальные спортивные сооружения и «олимпийская деревня». Нет сомнения и в том, что получив лучший аэропорт, столица Олимпийских игр 2014 будет и самый фантастический железнодорожный вокзал. Всё это, видимо, побуждает многих экспертов (как это было с Атлантой), говорить о перспективах Сочи в качестве мирового туристического центра. Региональные Форсайт-проекты на данную тему, насколько мне известно, пока не осуществлялись. Однако если их реализовать (подобный проект в 1989 году был осуществлен в Каталонии) то он, выявит многие слабые стороны. Конечно, это климатические условия , которые всё-таки хуже средиземноморских. Есть и другой фактор. В отличие от упомянутой Каталонии или Сицилии большой Сочи не обладает историко-культурным городским дизайном. Здесь нет ни так любимых туристами всего мира останков античной культуры – греческих храмов и римских амфитеатров, ни кафедральных соборов, ни средневековой готики. Однако абсолютно не заказан другой путь – используя созданную инфраструктуру получить в субтропической зоне России уникальный южный мегаполис. Пусть он не станет мировым туристическим центром, но вполне может состояться в качестве экономического и делового.