Куда скакали всадники особого назначения?

929

Сегодня, если называют фамилию ПУНИН, сразу вспоминают Николая Николаевича, искусствоведа, после революции комиссар при Русском музее и Эрмитаже. Сто лет назад гремело имя его брата Леонида, организатора и атамана отряда Особой важности. Вместе с ним сражались братья корнет Лев и поручик Александр.

 Юрий Светов

Куда скакали всадники особого назначения?Первую мировую войну в России называли второй Отечественной, а одним из главных признаков такого рода войн являются партизаны. Таким партизанским формированием и был отряд под командованием Леонида Пунина, именовавшийся Отрядом Особой важности при Главкоме Северным фронтом.

Николай Михайлович, отец четырех братьев Пуниных (была еще сестра Зинаида, ставшая в годы войны сестрой милосердия на фронте), военный врач Гвардейской стрелковой бригады. В продолжение семейных традиций Леонид, родившийся в 1892 году, окончил  кадетский корпус   и Павловское военное училище. С началом войны стал начальником команды пеших разведчиков.   В составе 8-го Финляндского стрелкового полка участвовал в боях у Мазурских озер и в Карпатах.

30 октября 1915 года штаб Походного атамана при его Императорском величестве издал приказ, параграф 3 которого содержал «Наставление для организации партизанских отрядов». И в нем замечательные слова: «Что же касается самой деятельности партизанов, то, в виду крайнего разнообразия обстановки и местных условий, в которых им придется действовать, – дать какие либо категорические указания не представляется возможным; все будет зависеть от находчивости, отваги и ловкости как начальника отряда, так и его подчиненных». В приказе Походного атамана великого князя Бориса Владимировича звучит призыв, который в июле 1941 года по сути повторит Сталин: «Бессмертные примеры деятельности Давыдова, Фигнера, Сеславина, донских казаков – партизанов 1812 г. – да будут образцом для подвигов их правнуков.»

Занялся формированием своего отряда Особой важности и Леонид Пунин, привлек значительное количество Георгиевских кавалеров, многие из казачьих соединений. В декабре 1915 поручик Пунин официально получил разрешение именоваться атаманом. Это было единственное партизанское формирование, действовавшее на территории Рижского плацдарма. Пунинцы находились в авангарде 12-й армии Северного фронта, занимая позиции у Старого Кеммерна (ныне Кеммери, Латвия), действовали по тылам противника, выясняли расположение германских частей, вели разведку боем. Отряд   участвовал в Митавской операции (23-29 декабря 1916), в обороне Риги (19-24 августа 1917), в других операциях, получал положительные отзывы от Верховного Командования.

1 сентября 1916 года атаман был смертельно ранен в бою с германцами  у мызы Антицием (ныне — Антициемс) и скончался в тот же день, похоронен на Павловском кладбище под Санкт-Петербургом. Отряд стал носить имя Атамана Пунина. Были сочинены песни про атамана, у составителя одной из них младшего урядника Будорина в концовке слова «Теперь у нас не стало отрядного бойца//Мы все его так знали, как родного отца».

С марта 1917 года командиром стал поручик Александр Пунин. В феврале 1918 года отряд расформировали, бойцы разошлись по разные стороны фронтов гражданской войны. Эскадронные командиры Станислав Балахович (впоследствии Булак-Балахович) и барон Роман Унгерн фон Штернберг приобрели известность в «белом движении», став генералами.

А.Н.Путин ушел из армии, занялся биологией, был директором школы и умер в блокадном Ленинграде в феврале 1942 года.

Лев Николаевич Пунин (1897-1963) добровольцем вступил в Красную Армию, дослужился до полковника, занимался военной историей, автор книги «Фельдмаршал Кутузов». Семейную эстафету подхватила его внучка Ольга Хорошилова, кандидат искусствоведения, арт-критик и журналист, издавшая в прошлом году монографию «Костюм и мода Российской империи. Эпоха Николая II». Другие две монографии, вызвавшие огромный интерес – «Войсковые партизаны Великой войны» и «Всадники особого назначения».   Она предоставила фотоматериалы, документы и личные вещи партизан Великой войны для выставки «Первая мировая. Всадники особой важности». Экспозиция развернута в символическом месте – в выставочном зале Нарвских триумфальных ворот.

Первоначально   ворота были построены всего за месяц для встречи русских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 году на Нарвской заставе по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра. Архитектор Василий Стасов, сохранив в целом замысел Кваренги, предложил   конструкцию ворот из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов созданы и скульптуры: шестёрка коней (Пётр Клодт),   фигура Славы (Степан Пименов), .древнерусский витязи (Пименов и Василий Демут-Малиновский), крылатые женские фигуры и барельефы с гениями Славы (Иван Леппе).. В Великую Отечественную войну от артобстрелов и бомбёжек в воротах образовалось более двух тысяч пробоин, были отбиты части декора, разрушен карниз. Через эти ворота уходили воины на фронт, а в 1944 году возвращались победители. После войны их не раз реставрировали, с 1987 года здесь Музей воинской славы.

На выставке больше всего привлекают лица с фотографий столетней давности. В конце сентября 1917 года в Петрограде сделан снимок трех Пуниных, трех кавалеров ордена св.Владимира 4-й степени с мечами и бантом: статского советника Николая Михайловича, штабс-капитанов Александра и Льва. Этим орденом был награжден и атаман Леонид Пунин. Еще он был удостоен орденов  св. Анны 4-й степени, св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, св. Станислава 2-й степени с мечами. Было у него золотое Георгиевское оружие, на выставке есть возможность прочитать Грамоту, в которой «Божьей милостью Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая Нашему Подпоручику 8-го Финляндского стрелкового полка Леониду Пунину …..Всемилостливейше пожаловали Мы вас Указом, в 31 день мая 1915 года Капитулу данным, Кавалером Императорского Военного Ордена Нашего Святого Великомученика и Победоносца Георгия четвертой степени».

Можно долго вглядываться в портреты пеших разведчиков, облаченных в маскхалаты, позирующих офицеров – С.Балахович демонстрирует весь свой арсенал: шашку, маузер, бинокль и полевую сумку. А.Пунин снят на фоне полкового знамени – в центре череп и скрещенные кости, по кругу грозная надпись «Всадники, несите смерть Германии». Станковый пулемет «Максим» приспособлен на передок отрядного орудия как прообраз легендарной тачанки. Свидетельство русской трагедии – нижние чины пунинского отряда готовятся стрелять, чтобы пресечь братание нашей пехоты с германцами. Сравниваешь коллективный снимок казаков 3-го эскадрона и трофейную фотографию команды команды гренадер 12-го уланского полка германской армии – как много общего в позах, выражениях лиц, залихватских усах….Бытовые эпизоды: выдача жалованья нижним чинам и офицерам, раздача пищи, отдых от ратных дел. И совсем неожиданный снимок лета 1916 – подводы с клубникой, подарок партизанам от латышей.

Цены нет этим фотографиям, равно и тем, что берег их целый век, чтобы сегодня дать возможность прикоснуться к истории Первой мировой войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *