Кто стрелял и кто погиб?

05.07.2017
689

Этот снимок, запечатлевший расстрел демонстрантов в дни июльского кризиса 1917 года на углу Невского проспекта и Садовой улицы, вошел в историю мировой фотожурналистики. В нашей стране в советское время он воспроизводился едва ли не в каждой книге, посвященной революционным событиям, его можно было увидеть в экспозициях музеев. Но практически всегда без подписи, хотя его автор известен  – Виктор Карлович Булла, сын знаменитого Карла Буллы, основателя творческой династии. О неизвестных подробностях, связанных с этим снимком, мы беседуем с исследователем жизни и творчества династии Буллы Юрием Световым.

 

Как гласила подпись в журнале «Искры», на снимке «схвачен самый трагический момент, когда публика, спасая свою жизнь, бросилась врассыпную, а убитые и раненые остались на земле». Из коллекции Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы

– Виктор Булла был несколько заслонен личностью отца, в то время как и сам он  – человек весьма незаурядный…

– Действительно, его называют одним из ведущих журналистов, создавших жанр военного фоторепортажа. В девятнадцать лет он отправился фотокорреспондентом на Русско-японскую войну, его репортажи были востребованы ведущими мировыми изданиями. Кроме того, он помогал Красному Кресту, был награжден серебряной медалью «За храбрость» на Георгиевской ленте, дослужился до прапорщика.

Когда началась Первая мировая, Виктор Булла был призван в армию. Проходил службу в Царском Селе, причем одно время его сослуживцем был Сергей Есенин…

В дни Февральской революции дом № 54 по Невскому проспекту, где помещалось ателье династии Буллы, оказался в эпицентре революционных событий. Виктор, как и его брат Александр, тоже фотограф, тогда взялся и за кинокамеру, чтобы запечатлевать исторические события. Он участвовал в создании документального фильма «Хроника революции в Петрограде», а также снял фильм «Торжественные похороны жертв великой революции на Марсовом поле 23 марта 1917 г.».

Представители знаменитой фотодинастии старались не пропускать ни одного события. И когда Петроград в начале июля забурлил…

 – Давайте напомним историческую канву.

– Произошел очередной политический кризис, спровоцированный на этот раз провалом июньского наступления на фронте и правительственной чехардой. 2 июля из Временного правительства вышли министры-кадеты: это был их протест против соглашения с украинской Центральной радой, они не считали ее легитимным органом власти.

Первым бузить начал квартировавший в Петрограде 1-й запасной пулеметный полк, взбудораженный слухами об отправке на фронт. Ряд историков полагают, что на него повлияла агитация анархистов и части большевиков. Пулеметчикам удалось привлечь на свою сторону несколько запасных полков. Главный лозунг  – свержение Временного правительства, провозгласившего «войну до победного конца».

На улицах появились «реквизированные» грузовики с вооруженными солдатами. 3 июля к Таврическому дворцу, где заседал Центральный исполнительный комитет Советов, потянулись многотысячные колонны рабочих, солдат и матросов с лозунгом «Вся власть Советам!». Демонстрации продолжились и 4 июля.

Правительство срочно вызвало с фронта части, на которые можно было опереться. На Невском, Литейном, Садовой улице, Знаменской площади, Обводном канале происходили стычки и перестрелки. С обеих сторон были убитые и раненые…

В тот день Александр Булла снимал, как конные казаки готовятся разгонять демонстрацию на Невском возле Литейного. А Виктор, по-видимому, в поиске лучшего ракурса для съемок демонстрации, идущей по Невскому, забрался на крышу «Пассажа». Естественно, совершенно не представляя, что ему доведется запечатлеть расстрел демонстрантов.

 – Почему он выбрал именно это здание?

– Очевидно, потому, что знал там все ходы и выходы. До 1906 года именно в «Пассаже» находилось фотоателье его отца, а позже и принадлежавший семейству кинотеатр The Royal Star.

Что же касается судьбы фотографии, сделанной с крыши «Пассажа», то это практически детективная история!

Дело в том, что в тот момент, в июле 1917 года, российская цензура не разрешила публиковать фотографию. Впервые она была напечатана в московском художественно-литературном журнале «Искры», с которым ателье Буллы сотрудничало много лет, причем спустя почти четыре месяца после июльских событий  – 22 октября 1917 года. За несколько дней до большевистского переворота в Петрограде!

Снимок был дан без подписи автора. Но с каким комментарием! Текст (кстати, анонимный) под заголовком «Большевики в Петрограде» гласил: «В парижском журнале LIllustration напечатана любопытная фотография, относящаяся к июльским событиям в Петрограде, когда большевики расстреливали там родных братьев… За эту пролитую братскую кровь до сих пор никто не дал ответа».

Обратите внимание на две детали. Во всем были обвинены большевики  – такова была версия Временного правительства. Хотя известно, что как раз тогда, в начале июля 1917-го, большевики выступали за мирное развитие событий. И второе: упоминание о том, что впервые эта фотография увидела свет во Франции.

Дело в том, что, столкнувшись с запретом цензуры, Булла через свои связи переправил этот снимок за рубеж, и его напечатал еженедельник «Иллюстрасьон» (Lllustration), с которым фотографы активно сотрудничали. А в то время существовала договоренность между союзниками по Первой мировой, что напечатанное в прессе одной из союзнических стран может быть опубликовано и в СМИ другой страны независимо от цензурных запретов. Этим в свою очередь воспользовался журнал «Искры»…

Кстати, в тексте, сопровождавшем фотографию, говорилось, что, по сведениям, полученным центральным пунктом для оказания медицинской помощи раненым, за все три дня (3  – 5 июля) в Петрограде были зарегистрированы 650 раненых, 16 убитых и 40 скончавшихся от ран.

 – Данные о жертвах июльских событий до сих пор разнятся…

– Точно известно, что во время беспорядков были убиты шесть казаков (очевидно, из тех, которые разгоняли вооруженных солдат) и один солдат Венденского полка. Их торжественно похоронили 15 июля в Александро-Невской лавре. Как писали в газетах, как «жертв воинского долга, убитых в кровавые дни 3  – 5 июля».

Есть фотография Александра Буллы: море голов у Свято-Троицкого собора, и через эту людскую толпу пробирается автомобиль с Керенским. Толпа приветствует кумира. И есть еще одна фотография Карла Буллы непосредственно с церемонии похорон.

А вот информации, где похоронили жертв расстрела на углу Невского и Садовой, нигде в газетах нет. Нет даже их имен. Кто были эти люди  – до сих пор остается загадкой. Кто стрелял и откуда  – тоже до сих пор неизвестно. Никто не взял на себя ответственность за этот расстрел. Есть только догадки и версии.

В частности, что по демонстрантам стреляли члены контрреволюционных организаций «Союз защиты Родины и порядка», «Военная лига», «Лига борьбы с большевиками», «Национальный клуб», но об этих организациях сведений очень мало. Было ли следствие, которое бы выясняло, кто стрелял? Мне не удалось найти таких сведений…

Вообще, по моему мнению, та давняя трагедия на углу Невского и Садовой до сих пор остается белым пятном. И обратите внимание, в нашем городе вообще нет ни одной мемориальной доски, посвященной трагическим событиям 4 июля 1917 года.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *