Алёна Владимирская: как построить карьеру по душе

15.06.2018
655

В рамках программы Клуба ельцинских стипендиатов, открывшемся в 2018 году, 19 марта в Ельцин Центре в Екатеринбурге Алёна Владимирская, известный хедхантер, основатель сервиса поиска работы «Антирабство» и кадрового агентства PRUFFI, прочла первую лекцию о том, какие профессии будут востребованы в недалеком будущем.

Стипендии первого президента России Б.Н. Ельцина учреждены в 2002/2003 учебном году для студентов и аспирантов Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Члены клуба стипендиатов были приглашены на пробный воркшоп под руководством Алены Владимирской.

Алена Владимирская – выпускница факультета журналистики МГУ – в 2007 году получила степень AMI в Открытой школе бизнеса Санкт-Петербурга по двум специальностям – «маркетинг» и «управление проектами». С 2007 по 2008 годы работала над одним из крупнейших рекрутинговых ресурсов «Работа.ру». С 2008 года отвечала за запуск классифайдовых стартап-проектов в Mail.ru. В 2012 году основала собственное агентство PRUFFI. В 2014-м создала проект помощи соискателям «Антирабство» с учебными курсами и практическими занятиями, посвященными поиску работы во время кризиса.

Ельцинским стипендиатам Алена сразу предложила переформатировать лекцию в диалог или открытую консультацию, предполагающую конкретную помощь каждому. Она кратко пояснила суть хантерских компетенций. Хантер – это человек, который ищет сложный, дорогой, редкий персонал. Он общается с крупными работодателями и хорошо знает, кто будет востребован в ближайшем будущем на горизонте в три-четыре-пять лет. Тем, кто по каким-то причинам не хочет обсуждать свою проблему публично, Алена предложила воспользоваться визиткой и написать ей через сайт агентства. На все вопросы она отвечает лично в течение суток.

Лекция Алёны Владимирской в Ельцин Центре

В качестве основной проблемы присутствующие в медиазале стипендиаты обозначили поиск первой работы. Всем хотелось бы изначально точного попадания в профессию, чтобы не тратить время на поиски «той самой» работы, потом – хорошей работы, потом – какой-нибудь работы.

Мир меняется, подчеркнула Алена, и автоматизация поглощает те самые юниорские позиции, с которых обычно начинают выпускники вузов. Становится сложным вопрос входа в профессию, а если ты вовремя в нее не войдешь, то и хорошей карьеры не построишь. Это первая проблема, с которой сталкиваются все выпускники вузов. У ельцинских стипендиатов еще есть время, чтобы предпринять правильные маневры.

Вторая проблема, которую обозначила HR-эксперт, состоит в том, что раньше путь специалиста был предопределен, а сегодня в период профессиональной турбулентности специалист приходит в отрасль и понимает, что буквально через несколько лет этой отрасли не будет. Самый яркий пример – банки. Предположим, вы сделали карьеру топ-менеджера за несколько лет, вы вполне успешны, и вдруг половина банков закрылась, а в тех банках, которые остались, не нужны специалисты вашего уровня. Их уже избыток. И вам приходится искать применение себе на чужой территории.

– Из этого проистекает одна вещь, которую вы должны запомнить раз и навсегда, – резюмировала Владимирская. – Учиться вам предстоит всю жизнь! Компании, в которые вы придете, будут вас учить только тому, что нужно самим компаниям. Они не будут учить вас «на опережение». Вы должны понимать, что дорого платят за экспертизу или за инсайдинг. Что такое экспертиза? Вы знаете что-то такое, чего не знает компания. Если вы хотите быть востребованным и высокооплачиваемым специалистом, вам надо получать экспертизу быстрее, чем ее получает компания. Инсайдинг – это другая история. Например, на должность коммерческих директоров берут тех, кто знает изнутри компании ключевых клиентов. Они уже приходят с этим багажом.

Все время работать на опережение – это паттерн, которого не было ни у родителей, ни у бабушек и дедушек сегодняшних стипендиатов. Они сначала учились, потом всю жизнь работали и в процессе карьеры доучивались каким-то очень конкретным вещам. Сегодня ситуация изменилась.

Лекция Алёны Владимирской в Ельцин Центре

Владимирская настаивает на том, что будущий специалист должен четко понимать основной тренд выбранной им отрасли и, соответственно, двигаться быстрее, чем развивается сама отрасль.

И еще очень важно, подчеркивает Алена, называя это санитарной нормой для каждого молодого специалиста, – хорошее знание английского, просто потому, что это мировой язык общения. Еще недавно молодым специалистам советовали учить китайский язык, но китайцы оказались проворней нас, и все китайские специалисты, присутствующие в мировом сообществе, уже прекрасно говорят на английском.

Еще один совет от ведущего хедхантера страны: не выбирайте для построения карьеры умирающую отрасль. Надо приходить в те отрасли, которые стремительно развиваются. Это легко узнать, такие данные публикуются, например, на сайте Высшей школы экономики, преподаватели которой часто выступают с лекциями и докладами в Ельцин Центре. Кроме того, считает Владимирская, отрасль должна не просто расти, а быть инновационной, восприимчивой к новшествам, которые обеспечивают качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованных рынком.

И еще важное наблюдение: успешно складывается карьера у тех, кто получает качественного наставника, который любит растить людей. Руководители, подчеркнула Алена, делятся на два типа: те, кто любит растить людей, и те, кто покупает готовых специалистов. Попадать, конечно, лучше к первым. Это гарантия роста.

Она предложила порассуждать на тему, как по вопросам, которые вам задают на собеседовании, понять, чего от вас ждут. Если вам задают технические вопросы по вашим персональным компетенциям, значит, вы нужны предприятию как функция. Если задают личностные вопросы, чем бы вы хотели заниматься или кем вы себя видите через пару лет, значит, уже примеряют на готовые или будущие проекты.

Оказалось, что пока никто из стипендиатов еще не проходил собеседования, и практические знания им очень важны. Этому Алена и уделила особое внимание. Не надо бояться задавать работодателям вопросы о том, какие проекты находятся в работе, что в них интересного, и обязательно отслеживать степень увлеченности проектом у руководителя. Вокруг таких людей формируются сильные команды, а потому работать с ними намного интереснее.

В начале пути, настаивает Владимирская, надо идти не за компаниями – брендами типа «Газпром» или Google, а за трендом и человеком.

Пострадали в кризис и находятся в минусе, по мнению спикера, банки, сфера телекоммуникаций, недвижимость, хотя в Екатеринбурге отрасль успешна, она входит в кризис последней, все медиа в кризисе и ждут каких-то новых технологических прорывов, туризм, транспорт и российское производство.

На подъеме и, соответственно, в плюсе находятся: агрокомплекс (становится технологичным, и там много денег); IT и робототехника; онлайн-образование и частные институции; киберспорт и развлечения; низовой ритейл – дешевый фаст-фуд и индустрия недорогих развлечений.

Алена Владимирская считает, что исключительно повезло тем, у кого рано проявился талант, склонность к какой-либо деятельности, либо призвание. Большинство же абитуриентов выбирает вуз поблизости с домом, идёт в вуз за компанию, либо соглашается с выбором родителей. Подобный старт не исключает успешной карьеры. Но если вы делаете то, что должно, а не то, что хочется, вам на пятки всегда будут наступать те, у кого глаз горит и кому эта работа нравится. Делать поправку лучше в самом начале, пока вас не засосала семья, дети, ипотека и другие социальные обязательства. Чем взрослее специалист, тем сложнее совершать маневры.

– Выбирайте ту работу, от которой вас «прёт», – говорит Владимирская. – Даже если сейчас там меньше денег. Это высокая гарантия того, что при долгосрочном рассмотрении вы будете успешнее, и у вас будет больше денег.

По ее наблюдению, наиболее успешными являются экспертные карьеры. Это когда на начальном этапе человек выделяет несколько ведущих навыков и начинает их планомерно развивать. И тогда никто, иронизирует Владимирская, не будет наступать вам на пятки.

Алена уделила несколько минут тому, как правильно вести себя на собеседованиях и ответила на все вопросы студентов УрФУ – именных стипендиатов первого президента России Бориса Ельцина.

Для более широкой публики в кино-конференц-зале Ельцин Центра Алёна Владимирская прочла лекцию «Новая искренность: личный бренд в соцсетях» о том, что такое личный бренд, для чего он нужен и как его создать. А главное – о чём писать, чтобы собрать большую аудиторию.

Напомним, что стипендии первого президента России Б.Н. Ельцина учреждены в 2002/2003 учебном году для студентов и аспирантов Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Первое вручение именных стипендий состоялось в феврале 2003 года, и Борис Николаевич провел его лично. Последующие 13 торжественных вручений проводили Наина Ельцина, Татьяна Юмашева, а также сотрудники Президентского центра Б.Н. Ельцина.

Президентский центр Б.Н. Ельцина ежегодно повышает престижность стипендиальной программы среди учащихся Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина с целью создания из студентов, получающих именную стипендию элитарного сообщества, блестящих профессионалов, которые будут связаны общими целями и интересами.

В 2018 на базе Ельцин Центра создан Клуб ельцинских стипендиатов. 17 и 18 апреля в Ельцин Центре официально стартует специальный проект Клуба ельцинских стипендиатов. Это партнерская программа Президентского центра Б.Н. Ельцина и платформы карьерных консультантов «Антирабство».

17 апреля состоится теоретический курс по составлению сопроводительных писем для стажировки. Во второй части «воркшопа» стипендиаты узнают, что необходимо указывать в резюме. 18 апреля состоится обязательная практическая часть, на которой HR-эксперт разберет подробно несколько резюме и сопроводительных писем, указав на самые распространенные ошибки.

В мае запланированы лекции и тренинги, рассказывающие о том, как правильно вести себя на собеседовании. В формате тренинга его участники реконструируют различные методики проведения собеседования, вместе с HR-экспертом разберут типичные ошибки при общении с потенциальным работодателем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *