«Когда учитель заставляет сидеть смирно, это противоречит самой природе ребёнка»

29.06.2018
1 031

Сидеть целыми днями за партой в кабинете, который уже 20 лет особенно не менялся, довольно тоскливо (каким бы хорошим ни был учитель). Не только классы и коридоры, но даже пришкольная территория – всё вокруг должно мотивировать детей узнавать что-то новое.

Настя Кувшинова

 «Мел» и Wunderpark International School рассказывают, почему важно организовать в школе такую среду.

Переход из детского сада в первый класс часто превращается в настоящее испытание для ребёнка и родительских нервов. Особенно если он попадает в атмосферу казармы: вот тебе место за партой (третий ряд у окна), постоянный сосед, сиди смирно 45 минут. Хочешь выйти – подними руку, не слушаешь учителя – замечание.

Когда учитель заставляет сидеть смирно, это противоречит самой природе ребёнка. К тому же физическая активность во время уроков помогает школьникам быстрее справляться с задачами, улучшает успеваемость, да и в целом доставляет детям удовольствие. Почему бы не разрешить детям менять положение: ходить по классу и пересаживаться туда, где больше нравится.

Но даже если всё это не запрещается, ребёнку психологически будет не очень комфортно. Во-первых, парты расставлены так, что перемещаться можно только по проходам между рядами. Во-вторых, прямо по курсу за учительским столом возвышается педагог. В-третьих, за спиной учителя единственная в классе доска. В общем, само пространство кричит ребёнку: тебе никуда не деться.

В законе «Об образовании» и федеральных стандартах нет никаких ограничений по расстановке, например, тех же парт. Представьте себе, что у парт есть колёсики и их можно легко сдвигать друг с другом, ставить в круг, делить на группы. Каждая задача на уроке станет решаться эффективнее, а дети не будут мучиться от унылой статики.

 

Идея перестановки парт совсем не новая. В Германии 19 лет назад решили проверить, как будут вести себя четвероклассники, если разместить парты в форме полукруга. Исследователи два месяца наблюдали за уроками с новой расстановкой парт. Оказалось, когда дети учатся за полукруглой конструкцией, они чаще задают вопросы учителю.

 

Сегодня многие школы стремятся как раз к тому, чтобы дети задавали больше вопросов и учились не из-за страха получить плохую оценку, а потому что хотят открывать новое, исследовать, обсуждать. В этом хорошо помогает так называемое образовательное пространство 360 градусов. Это глобальная идея: абсолютно всё вокруг ребёнка (дизайн, формат уроков, психологический климат и так далее) влияет на его желание учиться и его результаты.

Основные принципы пространства 360 градусов

1. Динамичное оформление

Предметы и детали интерьера, которые окружают ребёнка, постоянно меняются. Вместо стендов с застывшими во времени цитатами и правилами дети вешают проекты, которые делают сами, или какие-нибудь мемы по теме урока. Учеников можно попросить самих придумать, что будет на стенах – так создаётся эффект вовлечённости. Школа из места, где всё прописано взрослыми, превращается в пространство, которым может хотя бы частично управлять ребёнок.

В начальной школе Wunderpark, например, нет просто стен – вместо них фетровые и пробковые панели, куда дети вешают любые важные им заметки, рисунки, цели на ближайший месяц. Доска в классе не одна, а сразу несколько разных: меловых, магнитно-маркерных, интерактивных.

2. Свобода передвижения

Школьники могут свободно ходить по классу и сами решать, как им лучше работать – стоя, лёжа на коврике или сидя за партой. Можно размяться, постоять на балансирах, воспользоваться массажными дорожками и полусферами (даже во время уроков). Парты в идеале быстро и легко трансформируются под разный вид деятельности, а если дети работают в группах, то сами сдвигают столы. Ещё один вариант – кресла на колёсах, которые позволяют переехать в другой конец класса, даже не вставая. Он используется в одной из техасских школ:

3. Уважение к личному пространству

У ребёнка должна быть возможность уединиться и заняться своими делами. Даже и не только делами: иногда детям надо уйти куда-то, чтобы чуть-чуть расслабиться, справиться с огорчением и гневом. Специалисты однозначно говорят, что даже маленькому ребёнку обязательно нужно место, где можно побыть пару минут с самим собой («я в домике»).

В классах используют одиночные кресла, подушки и лёгкие ширмы, которые помогут ненадолго отгородиться от остальных. В Wunderpark оборудуют уголки для одного человека в самих классах, ученики могут отдохнуть там от внешних раздражителей: надеть маски для сна или наушники с шумоподавлением. В шведских и финских школах часто делают небольшие отдельные комнаты, где ребёнок тоже может побыть наедине с собой.

4. Продуманные игровые и тематические зоны

Мы привыкли, что в школах одно пространство – один вид деятельности. Класс труда, класс того, класс сего. Гораздо проще увлечь ребёнка, если дать ему возможность заняться чем-то вне класса. Чтобы ребёнок заинтересовался чтением, робототехникой или шахматами, в кабинетах, коридорах и рекреациях делают зоны по интересам. Например, уголок с программируемыми лего-роботами, полка буккроссинга или огромная шахматная доска, где дети могут побыть в роли фигуры (как в «Гарри Поттере»).

5. Выход за пределы класса и школы

Учёба проходит не в одном обжитом классе, но и в других помещениях: урок математики, например, может пройти в кабинете музыки и наоборот. В хорошую погоду дети выходят на улицу и занимаются там. В школе Wunderpark на свежем воздухе может пройти не только урок окружающего мира, но и математика, русский, английский – что угодно. Наконец, учитель может провести занятие в каком-нибудь музее или просто во время прогулки.

 

4 простых идеи, как сделать школу комфортнее (даже вашу)

В России образовательное пространство 360 градусов пока не настолько популярно, как в зарубежных школах. Но есть такие учебные заведения, как Wunderpark International School, которые уже успешно реализуют эту концепцию. Мы попросили директора Wunderpark Викторию Руденко поделиться идеями, которые может взять на заметку любая школа.

Wunderpark International School

1. Избавьтесь от учительского стола: пусть педагог будет наравне с детьми

В современной школе учитель уже не просто трансформатор знаний, а тьютор, наставник. Он общается с детьми на равных, вдохновляет на поиски чего-то нового и всегда очень быстро приходит на помощь. Поэтому в наших классах, например, нет учительского стола. Мы думаем, педагог этим столом лишь отгораживает себя от детей. Куда полезнее быть ближе к ученикам: самому ходить по классу, садиться рядом с детьми, а в качестве рабочего места можно использовать такую же парту, что и у них.

2. Организуйте игровой город

В нашей школе на втором этаже – целый город профессий. Госпиталь, стройка, полицейский участок, редакция и многое другое. Педагоги прямо во время уроков идут туда с детьми, чтобы объяснять разные темы. На стройке, например, проводятся уроки математики и конструирования. Есть «жилой дом», где дети учат элементы этикета, принимают гостей, сервируют стол. В госпитале им рассказывают, как правильно чистить зубы и почему бормашина – это не страшно. Или на большом манекене показывают, как устроен человек, где какой орган расположен и почему важно заботиться о своём здоровье.

3. Заведите отдельное пространство для чтения (библиотека не считается)

Мы сделали кабинет для чтения с кучей книг на русском и английском. После каких-то уроков (или даже во время) дети просто поднимаются и в этом универсальном классе могут побыть. Туда можно прийти всегда, но есть и традиционные часы чтения. В это время каждый ребёнок выбирает себе книгу и читает, а педагоги лишь изредка подходят и спрашивают: «Расскажи, почему ты эту книгу выбрал, что в ней интересного?».

4. Разделите пришкольную территорию на активную и спокойную зоны

Возле школы дети могут размяться, побегать, поиграть в футбол. Можно наоборот: уединиться, покачаться на качелях, посидеть у фонтана. Кто-то на горке катается, а кто-то прячется в нашем Саду фактур и Саду звуков. Перемена должна быть временем, где ребёнок учится играть, общаться, коммуницировать. Я считаю, среда на улице очень этому способствует.

Подумайте, подойдёт ли та или иная идея вашей конкретной школе. Самое главное – увидеть в каждой инновации то зерно, которое будет полезно и приживётся именно у вас. Можно взять ёлку у нас и посадить её на Севере с уверенностью, что она будет расти. Но она не будет, пока не создать ей немного другие условия. Так и с нововведениями: не всякая идея из-за рубежа приживается в России, потому что здесь другие дети, другие учителя, другая ментальность. Идеи обязательно нужно адаптировать.

Источник: «Мел»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *