Газета «Россия» (№6 за 5-11 февраля 1992 года) была одной из первых, кто отреагировал на «проблески» оппозиционности вице- президента РФ Александра Руцкого. Дальнейшее нам хорошо известно: он назовет правительство «мальчиками в розовых штанишках» и будет всем рассказывать об «11 чемоданах компромата». Позднее, 3 октября 1993 года с балкона Белого дома он призовет на штурм мэрии Москвы и телецентра, а 4 октября обратится к летчикам с призывом бомбить Кремль. В тот же день он будет арестован, доставлен в Лефортово, а в феврале 1994 года- амнистирован и впоследствии победит на выборах губернатора Курской области. Какой из произошедшего будет сделан вывод? Исключительно по Жванецкому: решат кое что «подправить в консерватории», ликвидировав пост вице-президента.
За веру, царя и коммунизм?
Александр ЕВЛАХОВ
Наступивший февраль, судя по календарю намечаемых политических событий, можно было бы назвать месяцем активных действий оппозиции. Если бы, конечно, была возможность определить, кто у нас в оппозиции к российской власти, а кто нет. Что касается «непримиримых», то все, планируемое на этом фланге, более или менее известно. В канун 23 февраля намечено, например, провести учредительный съезд Всероссийского патриотического движения «Отчизна» и принять там, как было объявлено, «Программу возрождения России» умеренно патриотического толка. Этим дело, конечно, вряд ли ограничится, и в адрес Президента, установившего союзнические отношения с США, будет сказано немало. Как, впрочем, об армии, СНГ и многом другом.
О степени умеренности предстоящего в выходные дни Конгресса патриотических сил пока ничего не сообщалось. Хотя его совпадение с назначенным так называемой «Трудовой Россией» на 9 февраля походом на Белый Дом случайностью назвать трудно. Цель же данного мероприятия, как явствует из расклеенных по Москве листовок, использовать последний шанс «мирным путем отстранить от власти правительство». Тех, кто мирным путем идти не захочет, опубликовавшая наименее одиозную часть воззвания газета «Гласность» заботливо успокаивает, что согласно данным неких независимых ученых-аналитиков в случае серьезных социальных потрясений военнослужащие, сотрудники безопасности и органов внутренних дел поддержки российскому правительству не окажут. В провокационности такого рода публикации сомневаться не приходится.
Из этой же серии разговоры о необходимости созвать очередной пленум ЦК КПСС под сурдинку слухов о том, что Конституционный суд скоро отменит президентские указы, касающиеся ее деятельности и имущества. В качестве аргумента в пользу такого решения приводится таджикский прецедент, а также то, что миллионы коммунистов якобы настаивают на воссоздании КПСС. При этом, конечно же, ничего не говорится о том, что упомянутыми указами прекращалась деятельность отнюдь не политической партии, а командовавшей всем и вся и к тому же запускавшей руку в народный карман супергосударственной структуры.
Забывается и о том, что тем самым миллионам, не будь они мифическими, ничто не мешает вступить в любую из многочисленных коммунистических и социалистических партий, созданию которых, к слову сказать, никто не мешал. Все происходящее в этом спектре политических сил, нравится оно или нет, тем не менее приходится воспринимать как должное. Такова логика политической борьбы.
Нет ничего удивительного и в том, что, потерпев фиаско в попытках обострить социальную напряженность, в январе оппозиция пытается максимально использовать второй месяц реформ. Приватизация, увеличивая число собственников, неизбежно сузит ее социальную базу. Стабилизация же обстановки грозит ей полным крахом. Говорить о ней всерьез пока рано. Однако даже председатель ДПР Николай Травкин, еще две недели назад готовый требовать смены правительства, став главой администрации одного из районов Московской области, сегодня считает иначе. Месяц реформ, по его мнению, уже изменил психологию людей. Вчера уповавшие на «распределяющую руку» хозяйственники бросились искать рынки сбыта, а заводы срочно берут лежачие колхозы.
В этих условиях самой большой ошибкой правительства было бы отступить. Впрочем, в нашей стране потенциальные источники этого давления вообще труднопредсказуемы. Ибо оппозиция к власти для многих партий, движений и отдельных лидеров-это не столько выражение определенной позиции, сколько средство политического самосохранения. И в этом смысле можно понять ряд партий, поддерживавших кандидатуру Президента на выборах, а теперь стремящихся отмежеваться от непопулярных мер. В конечном счете для самого российского- руководства предпочтительней иметь конструктивную оппозицию в демократическом крыле, нежели в лице национал-коммунистов. Не противоречит принципам демократии и перемена человеком своих взглядов. Для каждого из нас минувшее пятилетие в конечном счете было временем мучительного самоопределения.
Однако с ними вряд ли согласуется когда в оппозиции оказывается политик находящийся у власти. Прежде это явление в основном касалось эшелона местных руководителей. Сегодня оно переместилось этажом выше. Не будь А. Руцкой вице-президентом, ни его статьи в «Правде» и «Известиях», ни ожидаемое участие в Конгрессе патриотических сил, о котором шла речь, не было бы ничем примечательным. Однако в сегодняшнем соотношении сил ситуация предстает совершенно иной. Ни упомянутый конгресс, ни проводимый одновременно с ним поход не являются составной частью той политики, за которую голосовали избиратели 12 июня прошлого года. Мы провозгласили принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Хорошо бы, кроме этого, более четко разделить власть и оппозицию.
Товарищ боевой генерал, уважаемый Александр Владимирович!
Выслушайте замечания о Ваших «боевых действиях» на государственном поприще от военного человека на ранг ниже Вашего, прошедшего войну и старше Вас. Вы хорошо смотрелись с трибуны ВС, выступая по делу, большой вклад внесли в развал «организатора и вдохновителя всех наших побед»- КПСС, особенно в тандеме с президентом.
Но наступил новый этап «боевых действий». Как учит Устав, это требует перегруппировки умственных сил, трезвого уяснения новой задачи, осмысленной оценки обстановки, а затем уже и принятия решения. Вы же, привыкший молниеносно принимать решения, этой последовательности действий не выполнили, забыли, что Вы уже не командир, не летчик, а политический деятель, для которого более важна продуманность действий. А поступаете необдуманно. И наломали уже много дров. Ваше заявление о готовности возглавить правительство реформ яркое этому подтверждение.
Мыслимо ли человеку военному, далекому от экономики, чьи познания о ней на уровне программы командирской подготовки (пусть и многолетней), браться за рыночное дело? Это же чистый авантюризм. Далее. Можно ли, не лишившись трезвого рассудка, ломиться на Кавказ с кинжалом решать национальный вопрос (вроде подручного «вождя народов» во времена давно минувшие). Затем «выезд в ВПК» по схеме «пришел, увидел, победил», что также означает решение вопросов, далеких от Ваших возможностей. Вернувшись «с победой» над командой в коротких штанишках, собрали аграрников и предложили старомодную структуру вроде «агропром-строй и т.д. и т.п.»
А поездка в Афганистан и Пакистан? Разве не следовало ли Вам поразмыслить и отказаться от этой миссии? Спрашивается, что еще оставалось делать руководству, как оградить комитеты и комиссии от Вашего разрушительного влияния на дело. Но нужно ли опять ломиться в жизнь очертя голову, становиться по другую сторону баррикады? Называя наше общество «зданием с трещинами», Вы взяли в руки лом и пытаетесь развить эти трещины в зияющие дыры. Не надо. Не компрометируйте свою команду. Много сделано Вами для народа, действительно много полезного. Столько, что можно было бы поставить точку в деятельности в большой политике. Неужели греет мысль стать знаменем для жириновских и невзоровых?
Вам дружеский совет, вернитесь на военную ниву. С уважением А.К. Иванов 31.01.92 Москва
Редакции почти нечего добавить к письму А. Иванова. С уважением относясь к А. Руцкому, мы все-таки предполагаем, что главная трудность в том, что он так до конца лично для себя пока не определился: за что конкретно и как выступать, что отстаивать и за что бороться. Отсюда- отсутствие реальной программы и понятная чисто по-человечески растерянность. Растерянность, на которую нет времени. Особенно у вице-президента. Мы не требуем отставки или возвращения на военную ниву, но вслед за читателем повторим: преодолейте, наконец, себя, Александр Владимирович.
В несколько строк
Вице-премьер России Егор Гайдар подвел итоги первого месяца реформ и поделился своими соображениями на будущее. Он выразил мнение, что шок у населения от повышения цен позади. Признаков роста инфляции нет. Гайдар опроверг широко распространившиеся слухи о повышении цен в ближайшие месяцы на 400-500 процентов. Однако, подчеркнул вице-премьер, самый трудный период еще не пройден. Этот период продлится, по его словам, года два, в течение которых должна будет завершена структурная перестройка. Президиум ВС и правительство России приняли постановление «0 социальной защите населения и упорядочении регулирования ценообразования на отдельные виды продукции». Оно предусматривает снятие налога на добавленную стоимость с предприятий общепита «социально-культурной сферы», находящихся на содержании госбюджета России. Снижается до 15% (с 28%) ставка налога на добавленную стоимость на реализацию муки, макаронных , крупяных изделий, молока, кефира, творога и растительного масла для всех потребителей, кроме тех, которые заняты промышленной переработкой этих продуктов. «ИФ»
Двойной капкан
Бум учредительства печатных изданий «успешно преодолен», и основной темой является их выживание. Что касается теле-и радиовещания, то основным документом, регламентирующим их деятельность, является постановление Совета Министров России от 26 сентября 1991 года. В соответствии с ним вся работа по лицензированию теле-и радиовещания сегодня сосредоточена в специальной комиссии. Прокомментировать происходящее в этой комиссии мы попросили вошедшего в ее состав председателя правления Фонда защиты гласности Алексея Симонова:
Что касается нашей задачи, то она состоит прежде всего в том, чтобы подготовить условия к введению системы теле-и радиовещания в цивилизованное русло, перестать без всяких мотивов давать лицензии одним и не давать другим, расчистить огромные бюрократические завалы, накопившиеся в этой сфере.
-Какие именно?
-Их предостаточно. И главный из них- фактическая монополия правительства в лице Министерства связи на вещание. Ведь образно говоря, «единый рубильник» в его руках. Достаточно отключить линии связи, и в студии можно говорить о чем угодно. Этого все равно никто не услышит. Частных передатчиков у нас почти нет. А это означает реальную возможность цензуры. Судите сами. Если вы, к примеру, создаете программу, которую собираетесь выпускать в эфир, и обзаводитесь необходимыми для этого техническими средствами, то вам, согласно существующим сегодня правилам, надлежит получить две лицензии: одну-на право выхода к зрителям или слушателям, другую — на право использования средств связи. Вы можете получить первую, но встретить отказ в отношении второй. Министерство связи скажет — нет свободных частот.
— Однако, может быть, это действительно так?
-Именно в этом суть дела. Согласно международному регламенту связи, в спектре частот, отведенном для теле-радиовещания, не должен находиться никто их посторонних. У нас же — оно находится как бы на островках огромной акватории, занятой кем угодно, — Министерством обороны, КГБ, МВД, гражданской авиацией. Они без всяких лицензий получали все, что им нужно.
— И распоряжались им как хотели. Как, к примеру, то же Министерство обороны, помогая Когану и компании из Интердвижения организовать работу радиостанции.
— Совершенно верно. И поэтому одна из задач провести конверсию радиочастотного спектра, поставить все с головы на ноги. Однако, когда мы поставили данную проблему перед представителями Министерства связи, то они сказали, что перевод всех незаконных владельцев этих частот потребует вложений порядка четырех миллиардов рублей. Хотя ряд специалистов считает, что это не так. Наконец, как это делается во многих странах, где объявляют конкурс и на этой основе решают, кому дать лицензию на вещание.
-A у нас есть хотя бы потенциальные конкуренты?
— Да. На ближайшее заседание комиссии мы, например, пригласили трех претендентов на одну и ту же лицензию из Орла. На одном из каналов там год проработала телестанция, позднее облсовет учредил свою, а горсовет свою. Однако в принципе ни областные, ни городские Советы учредителями программ быть не должны. Они должны существовать на коммерческой основе. К тому же, что это за цель вещания, которая в заявке сформулирована как «освещение деятельности городского Совета». В положении о нашей комиссии есть специальный пункт, согласно которому она должна стимулировать негосударственное вещание.
—А как быть с государственным?
— Прежде всего закон должен быть один для всех, в том числе государственных компаний. В постановлении Совмина указывается на то, что никто не может получить лицензии на вещание более чем по двум каналам на одну территорию. И, конечно же, первым должен быть рассмотрен вопрос о получении лицензий Российской телерадиокомпанией и бывшим ЦТ, которые, кстати сказать, вещают по большему числу каналов.
-А не может ли получиться так, что ваша по сути временная комиссия выдаст лицензии, а ваши преемники в лице федеральной комиссии их аннулируют.
-Так быть не должно, но может. Поэтому за временную лицензию ее получатель, наверное, не должен платить. Как, впрочем, и за использование кабельного телевидения. Эфир- другое дело, он является общенациональным достоянием. Однако главная проблема все-таки в том, чтобы изжить монополизм на вещание со стороны Минсвязи.
Беседовал Александр Евлахов
—
Как закрепить успех в Париже
После переговоров в Лондоне, Москве и Оттаве Ельцину предстоит посетить Францию
Михаил Нефедов
Вслед за первой зарубежной поездкой Президента Б. Ельцина в качестве официального главы государства, ставшего преемником Советского Союза на международной арене, состоится его визит в Париж. Это не первое посещение Борисом Ельциным Франции. Еще в апреле 1991 года, будучи Председателем Верховного Совета РСФСР, он побывал здесь с трехдневным неофициальным визитом.
Аншлага, надо признать, из той поездки не получилось. Французы, до самого последнего момента выступавшие за сохранение единого Советского Союза, тогда совершенно ясно дали понять, что не разделяют восторгов российского руководства по поводу курса на суверенитет и разрушение центра. Ельцина принимали, с ним говорили, но при этом не уставали подчеркивать, что прежде всего хотят иметь дело с Горбачевым, а уж потом-с республиками. В памяти многих еще не стерлась первая реакция Франции на августовский путч, когда она была готова признать ГКЧП, если тот будет придерживаться ранее взятых страной международных обязательств.
Наблюдатели полагают, что это может стать поводом для возникновения некоторой неловкости в ходе нынешнего визита. Правда, сегодня ситуация совершенно иная. Нет ни Горбачева, ни страны, которую он представлял. Проблемы признания России для Франции не возникало, и французский МИД одним из первых заявил, что она является законной наследницей СССР, несущей все его права и обязанности.
К нынешнему визиту и российская и французская стороны готовились тщательно. Франсуа Миттеран на одной из встреч с журналистами сказал: «Я его буду принимать с интересом… Думается, что предстоящий визит будет протекать нормально. Бывший Советский Союз имеет много потребностей, и наш долг — их удовлетворить». В ходе визита должен быть подписан ряд документов, касающихся двусторонних отношений, того, что в свое время было французско-советским сотрудничеством и в определенной степени будет теперь французско-русским сотрудничеством.
По оценкам официальных кругов, визит должен вывести российско- французские отношения на качественно более высокий уровень. Для этого еще в ноябре 1991 года были созданы пять рабочих групп по различным aспектам сотрудничества России с Францией, в том числе по внешней политике, науке, культуре и образованию.
И все же центральной темой нынешних переговоров, по единодушному мнению экспертов, должна стать проблема безопасности. Так, по мнению известного военного эксперта, специалиста по международным стратегическим проблемам, генерала Анри Эро, Запад, в частности Франция, должен осознавать, что на месте распавшегося Советского Союза возникнет ядерная сверхдержава.
Другой проблемой, беспокоящей французских военных, является то, что распад СССР привел к концу организации мира по биполярному принципу. А это означает, что военно-стратегическая ситуация значительно усложнилась, и теперь в интересах Франции, да и всей Европы, не разоружаться слишком быстро. Правда, исходя из новых политических реалий, придется определить новую стратегическую концепцию. Вполне вероятно, что для Франции «ядерное устрашение» уйдет в прошлое, а взамен придет принцип построения обороны по всем азимутам. Недавно президент Миттеран высказал идею о разработке Европейского сообщества общей ядерной стратегии и создании на ее основе единых ядерных сил. Подобные мысли, хотя и не обрели еще реальных очертаний, тем не менее идут вразрез с последними инициативами Ельцина и Буша в области ядерных вооружений, что, несомненно, станет предметом переговоров.
Другой важной и сложной темой переговоров является блок экономических проблем российско-французских отношений. Французские бизнесмены не торопятся с установлением тесных связей, их пугает царящий в России экономический хаос. Биржи и банки в России растут, как грибы после дождя. Однако нет достаточной системы контроля, и это вызывает у французских банкиров лишь недоверие к ним. В последнее время возникли серьезные проблемы с поставками французской сельскохозяйственной продукции, в частности зерна, в Россию, поскольку закупки СССР, а затем СHГ в прошлом году сократились почти на треть.
Не все так просто с предоставлением гуманитарной помощи. В середине января Париж предоставил руководству Европейских сообществ план распределения срочной продовольственной помощи бывшему СССР. Вместе с тем газета «Котидьен де Пари» задается вопросом: есть ли смысл в предоставлении новых западных кредитов бывшему СССР, если на протяжении последних четырех лет Запад уже фактически выбросил на ветер в виде «помощи Советскому Союзу» 70 миллиардов долларов? Почему и завтра французский налогоплательщик должен будет оплачивать безответственность руководителей, отказывающихся остановить станок, печатающий деньги?
Внезапно всплыла проблема царских долгов. Речь идет о компенсации потерь, которые понесли французские мелкие собственники, предоставившие десятки займов царскому правительству в период до 1917 года. Национальная ассоциация держателей русских ценных бумаг, объединяющая свыше 9 тысяч членов, полна решимости заставить правительство потребовать у России возмещения примерно 13 млрд. золотых франков.
История российско-французских отношений насчитывает не одно столетие. Они переживали разные периоды. Однако в последние три десятилетия Франция привыкла выступать в роли некого посредника между Советским Союзом и Западом, умудряясь даже в годы самой высокой международной напряженности сохранять с нами партнерские отношения. Сегодня, когда мы сами повернулись лицом к Западу, необходимость в посредниках отпала, и Франция лишается этой своей традиционной роли, а, следовательно, и значительной доли политического веса на международной арене. Выработать новые принципы партнерства главная цель встречи двух президентов в Париже.
Как выпрямить кривое зеркало?
Елена МАДАШИНА
О приватизации в большинстве случаев пока только говорят. Говорят в будущем времени или сослагательном наклонении. Процесс выращивания владельцев заводов, фабрик и магазинов тормозится не только врожденной бедностью немалой части граждан, но и несовершенством самого Закона о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
На расширенном заседании правительства России 23 января был одобрен пакет документов, конкретизирующих Закон о приватизации. Госкомимущества России были разработаны восемь документов, однако вряд ли стоит останавливаться подробно на каждом, да и самих председателей региональных комитетов государственного имущества больше всего волнуют методики оценки и работа комиссий по приватизации, без разработки четкого механизма которых приватизация будет напоминать воз из басни дедушки Крылова.
Чего больше всего боятся те государственные чиновники, главы предприятий и администраций, которые должны назвать потенциальным покупателям цену? Продешевить. Однако боязно заламывать и слишком много- вдруг придется продавать до второго потопа? Госкомимущества предлагает вариант, который является наиболее выигрышным с точки зрения общих целей политики приватизации- назначение цены исходя из остаточной стоимости. По крайней мере цифра эта наиболее объективна, ибо существующая в нашем королевстве кривых зеркал система цен не отражает реальной картины спроса и предложения. Ни один самый опытный чиновник не в состоянии заменить собой рынок, который продиктует цену, выгодную не только государству или предпринимателю, а обоим сразу.
-Мы не считаем, что в условиях рыночной экономики убыточные сегодня или прибыльные предприятия таковыми и останутся, — говорит заместитель председателя Госкомимущества России Дмитрий Васильев,.-Реальную цену каждого покажет продажа акций на аукционе. Номинальная цена при таком подходе, естественно, будет ниже курсовой, но ведь это дает большие льготы тем же самым трудовым коллективам. Продавать с аукциона-плохо ли это с точки зрения макроэкономической? Ведь свои 90 миллиардов от приватизации мы все равно получим, пусть приватизируя не 10, а 100 заводов. Но главное-то не в набивании бюджета деньгами, а в создании класса предпринимателей.
Аукционы, на которых будут «толкать» государственную и муниципальную собственность, согласно разработанным Госкомимущества России документам, будут проводиться как в форме прямого аукциона, так и закрытого тендера. В этом случае покупателям надо присылать в адрес приватизационной комиссии запечатанные конверты с указанием цены. Конверты вскроют одновременно в день тендера, и при равенстве цен предпочтение будет отдано ранее поданной заявке, при
прямом аукционе, и при закрытом тендере покупатели обязаны будут выполнить определенные ранее условия: например, сохранение рабочих мест или сохранение профиля предприятия в течение определенного времени.
Другой вопрос- работа приватизационных комиссий — казалось бы, самый что ни на есть формалистический. Чего проще- в Законе о приватизации все указано: в комиссию должны входить представители Госкомимущества, финансовых органов, местного Совета и трудовых коллективов. Но в том-то и дело, что «должны». Депутатам не хватает времени даже для того, чтобы собраться на сессии, а трудовые коллективы, исходя из того, что рабочий класс обжулят, отказываются входить в эти комиссии без всяких дипломатических реверансов, В результате комиссию не создать.
Госкомимущества России предлагает другой механизм создания комиссий. В обязательном порядке в них будут работать только представители имущественных комитетов и финансовых органов. Все остальные — на добровольных началах. Их, безусловно, уведомят о создании комиссии» двухнедельный срок местным Советам и коллективам предприятий надо будет решить, хотят ли они участвовать в работе приватизационных комиссий. Так же будет решаться вопрос о согласовании планов.
Двухнедельное молчание вышеупомянутых адресатов комиссией будет расценено как согласие. Словом, эти бюрократические на первый взгляд процедуры, существенно уменьшат волокиту.
А пока о каких-либо весомых результатах говорить, по мнению Дмитрия Васильева, рановато. Регионы, где приватизация стала процессом, с которым приходится считаться можно сосчитать по пальцам: Санкт- Петербург, Москва, Екатеринбург, Саратов. Почти во всех остальных городах и весях она остается пасынком для власть имущих.
— —
Академик Николай ПЕТРАКОВ: Российский рынок слаб, но привлекателен
-Происходящие сегодня в России реформы вселяют надежду. И опасения. Начались здоровые экономические процессы, реальное движение к рынку. Но рождает опасения стихийность и неорганизованность действий. Все сильнее угроза гиперинфляции. Меры по финансовой стабилизации вызывают много вопросов. Например: что все-таки есть рубль ceгодня?
— Российские реформаторы абсолютно правильно утверждают, что для снижения темпов инфляции, а теперь уже и гиперинфляции необходимо в срочном порядке укреплять рубль. Но, честно говоря, я до сих пор не понял, какой именно рубль собираются укреплять Егор Гайдар и его команда. Хотят они его укреплять совместно с другими государствами Содружества? Но те, по-моему, ведут себя совершенно иначе. Более того, то, что сейчас происходит, нельзя назвать иначе как юридическим и экономическим нонсенсом. Ведь Госбанк СССР ликвидирован, а Центральный банк России стал выполнять его функции, фактически конфисковав печатный станок.
— Другими словами, нонсенс заключается в том, что Центральный банк стал обеспечивать денежную эмиссию не только для самой России, но и для других стран?
-Впервые в истории человечества одно независимое государство снабжает другие независимые государства своими деньгами. А эти государства при этом проводят собственную монетарную политику. И при создавшейся ситуации либо Россия, как единственный «издатель» денег, подомнет под себя другие страны, проводя собственную денежную политику, либо страны Содружества полностью разрушат денежную систему России.
-Этот вопрос имеет ведь не только внутреннее, но и большое внешнеэкономическое значение?
— Несомненно. При таких условиях конвертировать рубль просто невозможно. И заявления руководителей страны о том, что они скоро введут конвертируемый рубль, в данной ситуации безответственны. Для того чтобы войти в мировой рынок, нужно войти в мировую валютную систему- это обязательное условие. При той денежной политике, которая сейчас ведется, это невозможно. Сначала необходимо определиться и выработать единую денежную политику для одной ли России или же для всех государств СНГ, это уже не имеет значения. Замалчивание же этого момента ведет к катастрофе, не денежной даже, а экономической, поскольку пока производители не поверят деньгам, они не начнут производить.
-Можете ли вы в этой связи подтвердить или опровергнуть упорные слухи о скорой денежной реформе в стране? Огромные очереди в сбербанках и полное выметание товаров в коммерческих магазинах, как мне кажется, явились лишь первой- внешней реакцией на эти слухи.
-На сегодняшний день правительство России просто не готово к подобной реформе, поэтому я с доверием отношусь к словам Гайдара о том, что ее не будет. Это объясняется еще и тем, что правительством принята определенная концепция денежной политики и она ориентирована на «павловский рубль». Эта политика бесперспективна, учитывая хотя бы распад СССР и создание CНГ.
— Надо принимать во внимание еще и то, что рубль является расчетной единицей не только в СНГ, но и в странах Прибалтики и в Грузии, не входящих в Содружество…
— Совершенно верно. Я же лично считаю, -что денежная реформа неизбежна. И вопрос не в том, будет она проведена или нет, а в самой концепции этой реформы. Мы можем пойти по двум путям: или воспроизвести вариант послевоенной Западной Европы, где слабые национальные валюты опирались на более сильную, или вариант СЭВа, где также было несколько национальных валют, но все они были неконвертируемыми. Если мы пойдем по второму пути, последуем примеру Украины и введем что-то вроде русского купона со всеми признаками денег, но неконвертируемого, то ситуацию СЭВа мы просто сдвинем на 2000 километров на Восток. А результат нам уже известен-такая структура обречена. Поэтому необходима другая реформа. Реформа, где слабые валюты имеют возможность опереться на «валюту-локомотив», и через платежные соглашения, через согласованную монетарную политику они могут стать конвертируемыми.
-Но западноевропейские валюты имели возможность опереться на доллар…
-Это особый вопрос, связанный, в частности, с долларизацией национальных экономик. Российское правительство очень боится такого исхода и поэтому очень торопится конвертировать рубль. Но ведь опыт показывает, что до начала эффективных экономических реформ существование двух параллельных валют является стимулирующим фактором. То же самое мы видим и в современной Польше, где реформы Бальцеровича проходили на фоне параллельных валют. И для успеха реформ нам необходимо также войти в контакт с Международным валютным фондом и договориться со странами большой семерки о поддержке наших будущих денежных реформ. Нужен фонд стабилизации, и нужна четкая схема проведения реформ. Будет ли эта реформа только российская или же это будет сразу «синхронизированная» реформа. При этом наибольшее значение имеет не наличие единой валюты (реформа может идти и на фоне нескольких национальных валют), а существование единой монетарной политики. Вопрос же национальных денег-это уже вопрос политических амбиций, а не экономической целесообразности.
— Чем же твердый рубль будет выгоден, скажем, той же Прибалтике?
— Эстонская крона, к примеру, не имеет никаких шансов стать конвертируемой. Просто потому, что у Эстонии нет достаточного количества ресурсов. Но если будет существовать, скажем, русский конвертируемый червонец, то крона может стать конвертируемой через этот червонец, поскольку все связи независимой Эстонии ориентированы на Восток. Та же ситуация относится и к странам Восточной Европы.
-Во всем этом, наверное, есть большая доля истины. Но ведь большая семерка не очень сильно заинтересовалась в долларовой поддержке даже относительно стабильного СССР. Чем же может Россия привлечь мировой капитал? Тем более что эксперты оценивают Фонд первичной стабилизации не менее чем в 5 млрд. долларов.
— С таким пессимизмом нельзя не согласиться. Привлечь капитал в ближайшее время будет очень и очень трудно. Но знаете, что внушает определенные надежды? Для Запада стратегически выгодно включить эту -1/6 часть суши в мировой рынок.
Ситуация, сложившаяся в России и CНГ, необыкновенно сложна. Но у человечества появился уникальный шанс- дать именно мировой рынок. Потому что до первой мировой войны этот рынок только формировался, после первой мировой войны СССР сразу выпал из этой зоны, а после второй мировой войны к нему присоединились еще несколько стран: возникло политическое и экономическое противостояние. Создание единого пространства придаст новое дыхание развитию всей мировой экономики.
— Иначе говоря, у России есть шанс включения в мировое экономическое пространство?
-Скорейшее включение России в международную экономическую интеграцию явится основополагающим фактором для успеха рыночных преобразований. Сложностью включения в мировой рынок является прежде всего то, что рынок России пока что находится в зачаточном состоянии. Поэтому формирование внутреннего рынка и его интеграция в рынок мировой должны быть параллельны. При этом многое, конечно, будет зависеть от развития внутрирыночных отношений. Можно сформулировать так: российский рынок пока слаб для мировой интеграции, но очень привлекателен в перспективе,
Большим препятствием для развития внешнеэкономических отношений являются также внеэкономические факторы, прежде всего политическая нестабильность. После заявления бывшего премьера СССР Валентина Павлова в феврале 1991 года о том, что Запад пытается провести финансовую диверсию против СССР, процесс экономического взаимодействия пошел на спад, и до сих пор это движение вниз не остановлено. Крупные финансовые и экономические институты Запада заняли выжидательную позицию.
-Проблема внешнего долга также является на сегодняшний день одной из основных.
-Россия стала фактической правопреемницей СССР и соответственно его долгов. Расплатиться с ними в ближайшее время Российская Федерация, совершенно очевидно, не сможет, а Запад, очевидно, не спишет колоссальный долг страны. С другой стороны, остальные республики CHГ опять стали проявлять интерес к разделу внешнего долга, понимая, что иначе невозможно будет рассчитывать на финансовую поддержку развитых стран. В итоге дело зашло в тупик. Страны CHГ хотят получить свою долю во внешнем долге, но каждое государство при этом старается свою долю минимизировать. А методики определения этой доли, конечно, нет. Затягивание переговоров по внешнему долгу отдаляет процессы, которые должны стать основой экономической интеграции как России так и всего CНГ. Речь идет о привлечении западных кредитов и крупных западных капиталов. Пока же международное сообщество не имеет никаких гарантий и твердых обязательств на этот счет.
— Но все же, существуют ли на сегодняшний день в каких-либо республиках отрасли или сферы для вложения крупных иностранных капиталов?
-Думаю, что есть две крупные сферы, вложения в которые будут взаимовыгодными Прежде всего это конверсия. Но, со своей стороны, мы обязаны рассекретить военно- промышленный комплекс. По моим оценкам, сегодня без ущерба можно рассекретить 70-83% оборонного комплекса. Ведь до сих пор ВПК сохраняет лучший потенциал и самую высококвалифицированную рабочую силу.
Вторая сфера, в которую можно прямо вкладывать капиталы,-это энергетика. Специалисты знают, что при существующих западных технологиях многие месторождения н территории России и СНГ представляют собой огромный интерес и могут принести большую выгоду. И здесь не надо ждать конвертируемости рубля, так как сам продукт является конвертируемым.
Беседу вел Юрий КОТЛЕР
Поторгуем по Указу?
В предреволюционные времена становления молодой российской демократии кадетский лидер Павел Милюков, выступая с трибуны Государственной Думы, ввел в отечественный обиход британское выражение «оппозиция Его Величества» — не «Его Величеству», а более лояльно, в родительном падеже. Похоже, это выражение применимо и к нынешней политэкономической ситуации.
Многие интеллектуалы и политики сошлись в большинстве своем на том, что нынешнее правительство надо поддерживать, но вместе с тем нельзя соглашаться ни с одним из его принципов: налоговой политикой, стремлением к бездефицитному бюджету, механизмами приватизации и т.д. и т.п. Самым ярким примером такого подхода стало совещание ряда известных ученых — экономистов, организованное 1 февраля Председателем Верховного Совета России Русланом Хасбулатовым; а на довольно комическом уровне олицетворением лояльной оппозиции стал Николай Рьжков, неожиданно представленный в качестве зксперта в последнем выпуске телевизионных «Итогов».
На прошлой неделе российский народ получил еще одну вольность: в соответствии с Указом Президента России «О свободной торговле» от- ныне каждый наш соотечественник может торговать как угодно, когда угодно и практически чем и где угодно. Это, конечно, даст пищу для возмущений радетелям порядка и благолепия по поводу того, что страна теперь легально превратится в гигантскую барахолку; но нельзя не заметить, что торговля с рук застойными запасами становится для миллионов людей единственным способом избежать если не голода, то, скажем так, острого недоедания.
Некоторый оптимизм в широкие слои российских налогоплательщиков вселило выступление Бориса Ельцина в Совете Безопасности ООН. Стало ясно, что мы вступили в эпоху с названием «Прощай, оружие!». В связи с этим растут надежды на процессы конверсии; однако на Западе эйфории нет, а еженедельник «Эвиэйшн уик энд спейс текнолоджи» разразился статьей, в которой содержится такая малоутешительная для нас точка зрения американских военно-промышленных кругов на перспективы нашей конверсии: «Трудно себе представить, как можно наладить экономичный и эффективный выпуск на военных предприятиях гражданской продукции, способной конкурировать с западными товарами. Можно пустить на ветер огромное количество денег, времени и сил, чтобы выяснить, что советский авиационный завод способен строить стиральные машины, но при себестоимости в 10 раз выше западной… В итоге, возможно, лучше закрыть многие из военных предприятий и начать все заново, на пустом месте». Остается надеяться на то, что наша «оборонка» все же сможет опровергнуть заокеанских скептиков, а покуда все конверсионные процессы принесли выгоды, похоже, меньше, чем последний «грузинский торг»: 29 января временный политический консультативный совет временного правительства Грузии принял решение продать на международном аукционе 2 бронированных «Мерседеса» Звиада Гамсахурдиа. Организаторы намерены выручить не менее 400 тысяч долларов. Не продать ли нам «ЗИЛ», на котором принимал парады маршал Устинов?..
Среди других новостей из сопредельных стран-членов СНГ выделить стоит такую: Украина не выдержала и с 1 февраля стала жить по Указу Президента Леонида Кравчука «О мерах по стабилизации цен и сдерживанию инфляции». Этим Указом вводится государственное регулирование цен на все виды товаров до принятия, правда, антимонопольного законодательства. В зависимости от итогов этого, мягко говоря, антирыночного, эксперимента противники или сторонники Гайдара получат наглядные примеры для подтверждения своих точек зрения…
Рэм ПЕТРОВ
—
—
—
—
—
—
—