Екатерина Творогова
Модели поведения людей формируются обществом — или всё предопределено природой? Как гендерные стереотипы ограничивают развитие личности и приводят к дискриминации? Как их разрушить и создать гармоничное общество? Ответы на эти вопросы ищет гендерная психология: рассказываем, как она появилась, как развивалась и чем занимается сегодня.
Гендерная психология: две точки зрения
Гендерная психология изучает особенности поведения человека в обществе, связанные с его биологическим полом, гендером (социальным полом) и их взаимодействием. Однозначной формулировки и четких границ у гендерной психологии пока нет, а ее концепцию каждый автор излагает по-своему. Основная проблема заключается в том, что сложно дать определение самому понятию «гендерная».
Гендер = биологический пол
В России и других постсоветских странах гендерная психология развивается медленно. Для некоторых отечественных психологов гендер — лишь новомодный термин и производное понятия «биологический пол». В России до сих пор жива бинарная гендерная система, которая утверждает, что:
- всех людей можно разделить на две категории — мужчины и женщины;
- все люди гетеросексуальны;
- биологический пол, природное предназначение человека — первопричины психологических и поведенческих особенностей мужчин и женщин.
Последнее утверждение означает, что мужские и женские качества предопределены. Например, если человеку при рождении приписан женский пол, то от него ожидаются феминные черты характера, внешность, поведение.
Так создаются жесткие гендерные стереотипы, которые навязывают людям две ролевые модели и накладывают ограничения на все аспекты жизни — от выбора одежды до выбора профессии.
Решительный сын и послушная дочь, успешный муж и домовитая жена, предприимчивый подчиненный и понимающая начальница — мы бессознательно встраиваемся в бинарную гендерную систему, чтобы не выглядеть чужими среди своих.
Гендер = социальный пол
В конце второго тысячелетия в зарубежных странах, особенно в США, начали глубоко переосмыслять теорию «биология как судьба». По мере развития науки стало ясно, что между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий, а предопределенность их качеств относительна. Ученые сомневаются даже в том, что на генетическом уровне пол можно разделить только на два вида, и предполагают, что половое разнообразие гораздо шире.
Западная гендерная психология четко разделяет понятия «пол» и «гендер»:
- Пол — совокупность биологических особенностей человека.
- Гендер — набор культурных норм, шаблонов, определяющих модели поведения, психологические качества мужчин и женщин. Эти нормы передаются из поколения в поколение и закрепляются на подсознательном уровне.
Гендер — гибкий конструкт, который может меняться в зависимости от опыта личности, особенностей общества, исторического периода. Он не определен биологией, а значит, на него можно воздействовать. Во многих странах меняются гендерные стереотипы и роли, и в первую очередь это связано с изменениями в самосознании людей. Если мы будем принимать тот факт, что любой человек независимо от биологического пола — это индивидуальность со своими психологическими особенностями, сочетанием маскулинности и феминности в психике, то общество станет более полноценным и гармоничным.
Как развивалась гендерная психология
Историю становления гендерной психологии принято делить на пять этапов. Каждый из них связан с новаторскими идеями и теориями, которые шокировали современников и вызвали общественный резонанс. Некоторые из них удивляют и сегодня.
1. Период философов
Большую часть истории у людей не было необходимости придумывать теорию о биологическом происхождении мужских и женских качеств. По мнению современного историка Томаса Лакера, во многих европейских культурах до начала XVIII века существовала однополая модель человека, описанная древнеримским медиком Галеном. Женщины и мужчины рассматривались как две формы одного пола. Считалось, что репродуктивные системы у них одинаковые, просто женские гениталии находятся не снаружи, а внутри тела.
Многие античные философы объясняли разницу между мужчинами и женщинами не биологией, а с помощью религии. Например, Аристотель в своем трактате «Политика» утверждал, что женщина — инертная материя, не имеющая души, а мужчина — активная и творческая форма, высшая жизненная сила.
Взгляды Платона были во многом схожи с идеями современной гендерной психологии. В своем диалоге «Государство» он размышляет о том, что именно общество формирует модели поведения людей.
Платон первым высказал мысль о равноправии полов: женщины могут играть те же социальные роли, что и мужчины, а также быть воинами и учеными.
В диалоге «Пир» он рассказывает миф об андрогинах — существах, соединяющих в себе признаки мужчин и женщин. Андрогины обладали невероятной силой и посягали на власть богов, за что и были наказаны Зевсом: он разрезал их пополам молниями и рассеял по всему свету.
В эпоху Ренессанса многие философы тоже высказывали мысли о гендерном равенстве. Например, в книге «Утопия» Томас Мор описал идеальное государство, в котором нет разделения гендерных ролей: люди вне зависимости от пола имеют равные права и возможности во всех сферах жизни, включая религию, службу в армии, политику.
В начале XVIII века на смену однополой модели человека пришла двуполая.
Между биологическим полом и особенностями людей стали искать прочную связь. Врачи, писатели, философы в своих работах противопоставляли женщин и мужчин во всех физических и моральных аспектах.
Томас Лакер считает, что причиной появления двуполой модели было не только развитие науки, но и политика. В обществе появлялось всё больше образованных и амбициозных женщин. Власть мужчин оказалась под угрозой, срочно нужны были доказательства превосходства мужского над женским! Так была создана бинарная гендерная система, которая во многих культурах существует и сегодня.
2. Возникновение феминизма и появление новаторских идей
Дальнейшее развитие гендерной психологии связано с появлением феминистских идей. Одной из первых защитниц прав женщин была англичанка Мэри Уолстонкрафт, жившая во второй половине XVIII столетия. В условиях гендерного неравенства она смогла получить блестящее образование и стать известной писательницей. В эссе «В защиту прав женщин» Уолстонкрафт пишет о необходимости совместного обучения мальчиков и девочек и полемизирует с Жан-Жаком Руссо, который в своем романе «Эмиль, или О воспитании» утверждает, что предназначение женщины — рожать детей, вести хозяйство и быть приятной мужу, а умственные занятия ей не нужны. Ключевой тезис эссе — второстепенная роль женщин не обусловлена биологией, а сконструирована обществом:
«Обученный с младенчества, что красота — скипетр женщины, ум приспосабливается к телу и, бродя вокруг своей позолоченной клетки, стремится только украсить тюрьму».
В конце XIX — начале XX века во Франции, Великобритании, США, России развернулась первая волна феминизма — политическое движение за предоставление женщинам равных с мужчинами прав: избирательных, экономических, права на образование.
В учебных заведениях многих стран, в том числе России, ввели совместное обучение. Благодаря этому у исследователей появился интерес к сравнению мужчин и женщин.
В конце XIX века русский философ и психолог Петр Астафьев опубликовал две работы об особенностях женской и мужской психики. Астафьев утверждал, что скорость психических реакций у женщин выше, чем у мужчин. Также к особенностям женской психики он относил рассеянное внимание, эмоциональность, легкую возбудимость, неспособность к ассоциативному мышлению и оригинальному творчеству.
В 1902 году вышла книга «Пол и характер» Отто Вейнингера — эксцентричного философа, который был мизогинистом и считал, что никакого «женского вопроса» нет, а вся шумиха на эту тему — желание женщины сравняться с мужчиной и скопировать его творческую силу. В основу его работы легла докторская диссертация Вейнингера о бисексуальности. Через год после публикации ученый покончил с собой, чем привлек к ней повышенное внимание.
Основные тезисы книги:
- Пол определяется не только первичными и вторичными, но также третичными и четвертичными половыми признаками. Фактически к третичным и четвертичным половым признакам Вейнингер относит то, что сегодня мы называем гендером: модели поведения, приобретенные качества человека.
- Существует два биологических начала: мужское и женское. Оба начала присутствуют в каждой личности, поэтому любой человек бисексуален.
- Мужские качества — развитые когнитивные и творческие способности, гениальность; женские — глупость, неспособность к творчеству. Женщина может добиться успеха в науке, профессии, только если в ней присутствует мужское начало.
- Единственное сильное женское качество — сексуальность. Чем больше в человеке женского начала, тем он сексуальнее.
- Гармоничные отношения в паре возможны, только если половые партнеры — противоположности. Если один партнер имеет выраженную маскулинность и низкую феминность, тогда второй должен обладать противоположными качествами.
Современные психологи по-разному оценивают работу Вейнингера. Некоторые считают его блестящим ученым, одним из основоположников психологии пола, гендерной психологии и полагают, что теория Вейнингера о сочетании в каждом человеке маскулинности и феминности всё еще актуальна. Другие критикуют «Пол и характер», в частности утверждения о мужском-добродетельном и женском-порочном, и утверждают, что Вейнингер — очередной мужчина-ученый, который в реальности ничего не знал о женщинах, не учитывал их опыт и делал выводы, исходя из собственных предрассудков и амбиций.
3. Фрейдовский этап
Без отца психоанализа, как всегда, не обошлось: третий этап развития гендерной психологии связывают с его знаменитой теорией. Ученый считал, что гендерные различия не являются врожденными, а формируются в раннем детстве. Основной механизм усвоения половой роли — идентификация детей с родителями.
Согласно теории Фрейда, каждый ребенок с рождения обладает либидо и примерно в три года начинает проявлять сексуальные чувства к родителю противоположного пола, а также ревность и злопамятность в отношении родителя одного с ним пола. Такое явление Фрейд назвал эдиповым комплексом. По мере взросления ребенок преодолевает его, идентифицируя себя с родителем своего пола: мальчик старается походить на отца, девочка — на мать. Фрейд считал, что успешное разрешение эдипова комплекса — основа психического здоровья человека.
Эдипов комплекс, через который проходят девочки, также называется комплексом Электры. Этот термин ввел в психологию Карл Юнг, ученик Фрейда.
Критики теории Фрейда ломали копья как при жизни, так и после смерти знаменитого психоаналитика. Его работа подтолкнула многих исследователей к изучению того, как формируются гендерные различия.
Пока Фрейд разрабатывал свою теорию, в России наблюдался упадок психологии и педагогики. С приходом советской власти было узаконено равенство полов во всех сферах жизни, женщины получили доступ к профессиональному образованию, рабочим местам. Казалось бы, в СССР были созданы прекрасные условия для развития гендерных исследований, но на практике всё выглядело по-другому: полностью отрицалась разница полов, гендерная психология и педагогика были объявлены ненужными.
В Союзе существовал только один пол — советский человек, который был всегда готов к труду и обороне и в психологических исследованиях не нуждался.
По мнению психолога Татьяны Бендас, за 1920–1930 годы вышло только несколько интересных работ психологов: «Об изучении детского коллектива» Е. А. Аркина, «Очерки детской сексуальности» П. П. Блонского. Но вскоре их работу запретили, а труды перестали публиковать. В последующие 30 лет развитие гендерной психологии было полностью парализовано.
4. Вторая волна феминизма, women’s studies и женщины-исследователи
Впервые термин «гендер» ввел в научный оборот американский психиатр и сексолог Джон Мани. В 1955 году он изучал особенности интерсексов и пытался найти название для небиологической дифференциации людей. С помощью понятия «гендер» он описал социальный опыт людей, которые не вписываются в стандартную бинарную систему.
Интерсексы — это люди, чьи половые признаки нельзя отнести ни к женским, ни к мужским. Согласно генетическим исследованиям, примерно один человек из ста рождается с нарушениями при формировании пола.
В 1960-е годы развернулась вторая волна феминизма, и понятие «гендер» стало ее символом. Центральной работой феминистского движения была книга Симоны Бовуар «Второй пол», в которой критикуются мифы о биологической природе женских качеств:
«Ее поведение, ее качества, всё, в чем ее обвиняют, не предопределено ей природой. Общество, общественное устройство, принуждает женщину вырабатывать в себе определенные качества и диктует ей формы поведения».
В книге «Женщиной не рождаются, а становятся» де Бовуар проводит четкую границу между биологическим полом и гендером, подчеркивая социальное происхождение того, что принято называть женским.
Во период второй волны феминизма в крупнейших университетах США начали создавать программы Women’s Studies. Женщины становились не только научным объектом, но и учеными. По сути, это были первые гендерные исследования, в которых принимали участие психологи, философы, историки, социологи, генетики. Они проанализировали различные научные работы и выяснили, что наука субъективна: под видом исследования человеческого организма на практике изучались только мужчины. А если женщины и становились объектом изучения, то итоги работы рассматривались с точки зрения мужчины-ученого, без учета женского опыта. Так появлялись необъективные, выгодные для мужчин теории, которые приписывали женскому полу отсутствие когнитивных, творческих, лидерских способностей, «мягкость» характера, домовитость.
Вторая волна феминизма запустила исследования, изучающие мотивацию и достижения женщин. В 1964 году американский психолог Мартина Хорнер в своей работе «Боязнь успеха» писала, что основной фактор, который не дает женщинам продвигаться по карьерной лестнице, — это страх успеха, сформированный обществом.
Успех вызывает у женщин тревогу: они боятся потерять женственность, расположение мужа, детей.
Поэтому многие отказываются от профессионального роста в пользу семьи или карьеры мужа. Позже этот феномен другие авторы описали как синдром самозванца.
Согласно данным, которые приводит в своей книге психолог Татьяна Бендас, с 1950 по 1980 год в англоязычных источниках были опубликованы результаты 30 тысяч гендерных исследований. Один из самых масштабных трудов — «Психология половых различий» Элеонор Маккоби и Кэрол Жаклин, анализ 2000 результатов предыдущих научных работ.
Маккоби и Жаклин обнаружили, что между мужчинами и женщинами нет различий по большинству параметров, включая восприятие, память, способность к обучению, эмоциональность, внушаемость и самооценку.
Подтвердились только некоторые гендерные различия:
- женщины превосходят мужчин в вербальных способностях;
- у мужчин лучше развиты визуально-пространственные, математические способности, выше агрессивность.
В 1974 году американский психолог Сандра Бем создала полоролевой опросник для определения степени маскулинности, феминности и андрогинности. Тест состоит из 60 личностных качеств (20 мужских, 20 женских, 20 гендерно-нейтральных), которые участники опроса оценивают по семибалльной шкале. Бем была уверена, что маскулинность и феминность не противопоставлены друг другу и люди любого пола могут обладать одновременно и теми, и другими чертами, то есть быть андрогинными.
Сандра Бем утверждала, что андрогинность делает человека более адаптивным, гибким к окружающим обстоятельствам. Позже пользу андрогинности доказали и современные клинические исследования.
Также Бем разработала теорию гендерной схемы и описала феномен «линзы гендера».
В СССР в конце 1960-х годов сформировалась относительно благоприятная атмосфера для развития гендерной психологии. В это время психолог Б. Г. Ананьев основал ленинградскую (петербургскую) психологическую школу и запустил в ней серию исследований, направленных на изучение мужских и женских особенностей. В итоге ученый пришел к выводу, что мужчины и женщины отличаются друг от друга по многим параметрам, и причина этого — биология.
После работы Ананьева половой диморфизм стал главным принципом психологических исследований в СССР. Многие российские психологи придерживаются его и сегодня.
5. Современные гендерные исследования
Последний этап истории гендерной психологии длится уже более 30 лет, в это время широко разворачиваются клинические исследования. Лидирует в этой области США, где выработаны четкие процедуры и стандарты, сформирована мощная научная инфраструктура: журналы, конференции, системы подготовки специалистов. Во многих американских университетах women’s studies трансформировались в крупные учебно-исследовательские программы, изучающие гендерные и сексуальные вопросы. Также подобные программы есть в университетах Канады, Германии, Англии, Франции, Индии, Китая.
Начиная с 1990 года активно исследуются гендерные стереотипы. Например, психологи Джон Вильямс и Дебора Бест провели кросс-культурное исследование гендерных стереотипов, опросив респондентов в 25 странах мира.
В большинстве стран гендерные стереотипы совпали, причем шаблонов мужского поведения оказалось в два раза больше, чем женского.
В начале XXI века в гендерной психологии стали применять метаанализ, что повысило точность и эффективность исследований. В 2005 году с помощью этого метода психолог Джанет Хайд разработала теорию о гендерном сходстве. Ее данные показали, что 78% предполагаемых гендерных различий несущественны.
Исследование Джанет Хайд опровергло некоторые результаты предыдущей работы Маккоби и Жаклин.
Например, Хайд установила, что математические способности у женщин и мужчин одинаковые. Превосходство мужчин было обнаружено в физической активности, агрессии, некоторых показателях сексуальности.
До появления теории Хайд большинство исследований было направлено на поиск гендерных различий. После нее многие ученые сосредоточились на изучении гендерных сходств. Подобные работы помогают бороться с созданными в обществе стереотипами и дискриминацией.
В последние годы ученые анализируют:
- гендерное неравенство в профессиональной сфере;
- гендерные стереотипы в образовательной сфере;
- связь гендера и пандемии COVID-19.
В России гендерные исследования тоже развиваются, но медленно. В 1990 году в Москве заработал МЦГИ — первый российский центр гендерных исследований. Следом за ним были созданы Петербургский, Карельский, Ивановский и другие центры. Сегодня география подобных организаций расширилась, но исследования они проводят редко. Некоторые негосударственные центры, существующие за счет зарубежных грантов, закрывают по политическим причинам.
К сожалению, период «железного занавеса» и популярная в СССР теория полового диморфизма привели к тому, что сейчас в нашей стране нет базы, на которой можно было бы создать современную исследовательскую школу. Как говорят сами отечественные психологи, многое еще предстоит сделать, а пока в России gender studies всё еще остаются экзотическим и маргинальным сегментом научного пейзажа.
ИСТОЧНИК: Нож https://knife.media/gender-psychology-history/