конверсия «хомо советикус»

23.02.2023
618
Этот заголовок «России» №8 за 17-23 февраля 1993 года прежде всего относился к традиционной, главной колонке номера «Погода на завтра», написанной Юрием Белявским. Однако касался он, по большому счету, не только «завтра», но и более отдаленного будущего нашего общества. Хотя, конечно, и других публикаций номера, посвященных, к примеру, Крыму или 40-летию радио «Свобода».

(В 2017 году «Радио Свобода» внесено Минюстом РФ в список СМИ-иноагентов)

«Разумные» и «умелые»

Юрий БЕЛЯВСКИЙ

Ю́рий Исаа́кович Беля́вский (1948-2011) работал в еженедельнике «Россия», где был обозревателем, а затем заместителем главного редактора. С 1996 до 2011 года возглавлял газету «Культура»

Похоже, что расслоение нынешнего российского общества происходит в полном соответствии с учебником истории для 5-го класса, где дается классификация развития рода человеческого до прихода его в состояние «хомо сапиенс» , т.е. человека разумного. Этому немаловажному историческому событию предшествовало пребывание наших пращуров в состоянии «человека умелого», а еще раньше «человека, научившегося собираться в стаи». Люди разумные, все еще не переведшиеся в державе российской, разделились на две неравные группы. Одна и пока что, пожалуй, меньшая, окончательно махнув рукой на все перипетии политической жизни непутевого своего Отечества, интенсивно учит иностранные языки, нетерпеливо ожидая, когда долгожданный Закон о выезде, несмотря на все старания окруживших его чиновников, все — таки начнет реально действовать.

 Другая, более значительная, уповает на то, что все сегодняшние невзгоды носят характер неизбежно — исторический, а потому рано или поздно закончатся, как бы политики ни надрывались для их усугубления. Значит, рассуждают разумные люди, необходимо прожить этот безрадостный жизненный отрезок желательно без физических и нравственных потерь, честно делая свое дело, а уж Россия возродится хотя бы в силу того, что не возродиться она просто не может.

Люди умелые, не отягощая себя нравственными исканиями и интенсивным изучением чего бы то ни было, куют свою судьбу, не откладывая это занятие до лучших времен. В своем неудержимом стремлении все купить и все продать одновременно они небрезгливо готовы окунуться в любую грязь будь она хоть политической, хоть уголовной. Судя по всему, теперешние времена для них и есть самые лучшие.

Впрочем, ведут они себя так, как позволяет им себя вести окружающая действительность. Изменится она изменятся и эти люди. Главная их умелость как раз и заключается в крепкой способности мгновенно адаптироваться к любому состоянию общества. Хоть за прилавком коммерческого ларька, хоть надзирателем в концлагере- человек умелый всюду найдет себе применение. Политикой человек умелый интересуется крайне мало и исключительно целенаправленно — с точки зрения се практического влияния на его конкретные сиюминутные интересы. За соблюдение интересов он готов «отстегнуть», поддержать, а если уж совсем припрет, то и нанять тех, кто постреляет. Дети людей умелых, получив приличное образование и не испытывая необходимости «крутиться» , подобно родителям, скорее всего перейдут в категорию людей разумных, но это не сейчас, и нам этого не увидать. Зато люди, застрявшие на стадии «человека, научившегося собираться в стаи», весьма политически активны и склонны к агрессии. Именно они, не обладая уровнем культуры «разумных» и гибкостью «умелых», устраивают унылые митинги, возрождают некогда всенародные партии и требуют мизерной, но гарантированной пайки. Ради нее они готовы под клекот своих вожаков ограбить «умелых» и передавить «разумных». Самое страшное, если, воспользовавшись брезгливой апатией одних и холодной расчетливостью других, на всех наших бесконечных выборах и референдумах погоду сделают люди стаи. Тогда в память обо всех нас потомкам не останется даже наскальных рисунков.

Эхо Красного Рая

 «Семь дней, который потрясли Крым» — такими остаются в истории полуострова октябрьские события прошлого года, обагренные кровью крымских татар и курсантов школы милиции.

Светлана ТУМАНОВА

Столкновения начались 1 октября вследствие ликвидации поселения татар на территории персикового сада в селе Красный Рай. Свое противодействие милиции они мотивировали тем, что власти саботируют закон о выделении земельных участков под строительство жилья. Между тем уже н октябрю татарским семьям было выделено 30 тысяч участков под застройку и 10 тысяч квартир. С учетом того, что на полуострове проживает около 200 тысяч татар, нужды основной массы (170-180 тысяч) были удовлетворены. Более того, поселенцы Красного Рая знали, что решается вопрос о выделении им 75 гектаров земли в районе, близ которого и был учинен самозахват.

 Так что причин для силового противостояния вроде бы не было. Об этом свидетельствовало также совместное заявление Алуштинском горисполкома и меджлиса крымско-татарского народа, в кото ром «меджлис гарантирует, что 19-20.08.92 г. на территории персикового сада будут разобраны все строения, сняты ограждения лагеря, приведен в порядок земельный участок. Окончательное освобождение территории будет осуществлено в двухдневный срок после получения гарантий о выделении земельных участков».

Тем не менее меджлис своих обязательств не выполнил. Были блокированы дороги, нападению и погромам подверглись здания ВС Крыма, прокуратуры и других государственных учреждений. При их обороне пострадало около 70 безоружных милиционеров. Беда была предотвращена кровью курсантов юнцов, брошенных на растерзание разъяренной толпы.

 Какие же цели преследовали организаторы событий и кто они? Комиссия Верховного Совета Крыма, завершив расследование, пришла к выводу: кровопролитие спровоцировано экстремистскими силами, использующими положение депортированных народов как средство для удовлетворения своих политических амбиций. Организаторами провокации названы лидеры меджлиса — высшего полномочного представительного орган крымско-татарского народа, как значится в его уставе. Комиссия квалифицировала октябрьские события как попытку военного переворота, направленную на свержение ныне действующей власти и создание независимого крымско-татарского  сия государства.

. Именно на это нацеливают органы местного татарского самоуправления, документы Меджлиса, который до сих пор нигде официально не зарегистрирован, что и дало основание прокуратуре республики ставить вопрос о запрете его деятельности. Но сделать это непросто. И вот почему. По мнению комиссии, меджлис пользуется поддержкой части Руха и других национально-радикальных организаций. Если, к примеру, меджлис нацелен объявить полуостров государством исключительно крымско-татарским , то его западноукраинские союзники — «сделать Крым украинским или безлюдным» . Татары с их бедами представляются силой, посредством которой можно «обезлюдить» многонациональный полуостров.

 Правда, еще не ясно, кто в итоге окажется в выигрыше. Ведь союзников меджлис ищет за пределами Украины. У комиссии имеются сведения о неоднократных попытках его представителей организовать транспортировку на полуостров партий оружия и даже сформировать районе Бахчисарая свою воинскую часть. Укрепляются контакт у татарского центра с радикальными организациями Азербайджана, Северного Кавказа, зарубежных мусульманских стран, в то числе Турции. Если верить турецким средствам массовой информации, на поддержку меджлиса оттуда выделяются многомиллионные суммы в валюте, о назначении которых можно только догадываться.

Между тем крымская милиция практически бессильна противостоять экстремистским формированиям. Служба безопасности, подчиненная Киеву, без его указаний неправомочна регулировать ситуацию. Получается, что меджлис в Крыму — единственная сила, реально способная диктовать государству свои условия. Комиссия ВС Крыма оценила эту тенденцию как реальную угрозу для мира на полуострове. Крымский парламент постановил, с одной стороны, принять все меры для ускорения выполнения программы по возвращению депортированного народа, с другой пресечь деятельность меджлиса как антиконституционного органа и не допустить разгула экстремистско-националистических течений на территории республики. Верховный Совет намерен вернуться к этом вопросу по завершении следствия, которое должно внести полную ясность в оценку октябрьских событий.

 Симферополь

Не торгуйте камнями с баррикад

Третьего марта радиостанции «Свобода» (PC) исполняется сорок лет. Возникшая за два дня до официальной даты смерти величайшего теоретика и практика отечественного тоталитаризма товарища Сталина, эта радиостанция всю свою историю занималась планомерным разрушением его казалось бы , совершенно несокрушимого наследия. Если бы в России по — прежнему выдавали награды к юбилеям, то «Свобода» вполне могла бы рассчитывать на какой-нибудь вполне приличный орденок от демократических властей с формулировкой: «За многолетний и выдающийся вклад в дело борьбы с тоталитаризмом». Однако до широкомасштабной раздачи орденов дел у демократов, слава Богу, пока не дошло. Да и самой РС сейчас, похоже не до наград. У сотрудников знаменитой радиостанции, вещающей по — русский несмотря на месторасположение в Мюнхене , проблемы почти те ж что и у большинства их коллег из средств массовой информации в Росси. Речь идет о том , чтобы прожить и выжить . При этом выжить так, чтоб не потеряв самоуважения, сохранить уважение слушателей Именно об этом, об уважительной жизни, мы беседуем с легендарным ведущим PC Юлианом ПАНИЧЕМ. На протяжении двадцати лет его голос пробивал через заградительный рев всех глушилок могучей империи Для целого поколения советских людей, часами крутивших ручки настройки своих приемников, чтобы сквозь помехи услышать прозу Солженицына, публицистику Сахарова, стихи Бродского , его голос был в полном смысле слова голосом свободы

— Юлиан Александрович, поскольку советская империя рухнула, то, видимо, можно считать, что PC достигла той цели , ради которой она некогда создавалась?

Я не думаю, что «Свобода» была орудием для борьбы с СССР. С тоталитаризмом да, но со страной … Крушение Советского Союза как государственного образования у большинства из нас особого восторга не вызвало. Конечно, не секрет, что на протяжении первых двадцати лет своего существования PC финансировалась из фондов ЦРУ (с 1972 года деньги на содержание «Свободы» поступают из бюджета Конгресса США). Конечно, PC много лет участвовала в том, что было принято называть идеологической борьбой, но в том то и смысл, что речь шла именно о борьбе с идеологией. Причем в отличие от беспредела советских идеологических бойцов мы действовали в условиях достаточно жестких правил. Существует «Кодекс журналиста радиостанции «Свобода», и в нем заложено довольно много различных ограничений. В частности, строжайше были запрещены любые личностные оскорбления в адрес руководителей СССР. Советские коллеги, помнится, свое воображение по поводу руководителей США особо не стесняли. А на вопрос, выполнила ли «Свобода» свою задачу, отвечу встречным вопросом: разрушен ли тоталитаризм? По моим личным наблюдениям, до этого еще далекo.

-Боюсь, что вы правы. Но профессиональных борцов за демократию нынче и на отечественной территории в избытке. Не потеснят ли они PC, вещающую из Мюнхена?

— Свою исключительность в качестве источника свободной информации РС потеряла. «Свобода» постепенно превращается для России в одну из многих радиостанций, отличающуюся от прочих, может быть, только тем, что ей по статусу запрещено заниматься платной рекламой. Конечно, существует совет директоров по международному радиовещанию, существует, наконец, даже лобби в Конгрессe США, поддерживающее интересы нашей радиостанции, то есть я не думаю, что финансирование «Свободы» в одночасье прекратится. Но в том, что необходимо конкурировать с коллегами, работающими в России, я, например, не сомневаюсь ни на секунду. Выигрывать надо за счет более высоких профессиональных качеств, постоянной нацеленности на работу. Необходим журналист — осознаватель, способный понять причинно-следственные связи, дать разумно сдержанный комментарий к событию. Ну и, конечно, не следует забывать о том, что «Свобода» — радиостанция американская. А в этой стране радио в постоянной конкуренции с телевидением и газетами сумело сформировать свои, сугубо специфические стиль и методы работы . В конце концов радио — это ведь не говорящая газета. Есть и другие способы завоевания интереса слушателей. Вот сейчас мы с женой, режиссером Людмилой Панич, приехали в Москву, чтобы за двадцать дней записать пять радиоспектаклей. Мы инсценировали несколько рассказов Довлатова, Кунина, Кинга. Работаем с выдающимися по мировым меркам актерами: Смоктуновским, Борисовым, Гердтом, Догилевой, Дуровым, Чуриковой, Табаковым. Надеюсь, что появление этих радиоспектаклей будет новым словом «Свободы».

У вашего покойного друга Галича была знаменитая песня «Когда я вернусь ….» Вот вы вернулись, и что же?

 А с чего вы взяли, что я вернулся? Я не могу сказать, что вернулся домой, хотя бы потому, что у меня здесь нет дома. Квартиру отобрали, когда мы уезжали. Кстати и уехали в конечном счете благодаря той квартире …

— Это как же?

— А очень просто. Нормальным советским способом. Когда в 1971 году мы подали заявление в ОВИР на выезд из СССР, то буквально через несколько дней меня вызвали в компетентные органы и заявили примерно следующее: «Вы что, Панич, с ума сошли? У нас фильмов, где вы в титрах, как минимум штук тридцать. Что ж нам теперь их не показывать, что ли? Будете сидеть в отказе и никуда не поедете». Но у нас была хорошая квартира, и она очень нравилась нашему соседу, человеку тогда весьма влиятельному. Как — то моя жена случайно рассказала его супруге о наших сложностях с выездом. Он зашел к нам, еще раз очень внимательно осмотрел квартиру, и … через пару недель нас выпустили.

— А тридцать фильмов так и не показывали?

Конечно, причем до самых последних времен. «Педагогическую поэму», «Кочубея», «Разные судьбы» … В общем, все, где я снимался или которые снимал в качестве режиссера. Но мы отвлеклись от вопроса о возвращении … Я уже пятнадцать лет гражданин США и отношусь к этому очень серьезно. Когда я, уже не молодой человек, произносил наивные и возвышенные слова клятвы американского гражданина, то осознал, что многое в моей жизни кардинально переменилось. Отныне за моей спиной стояла великая держава, готовая сделать все, чтобы защитить меня в любой точке планеты, но при этом — полная самостоятельность и самоответственность, никто здесь и в голове не держит, что государство станет его опекать. Я хожу сейчас по Москве, смотрю на происходящее вокруг и диву даюсь — какое же огромное количество обиженных взрослых людей. Миллионы граждан, почувствовавших себя брошенными государством. Наверное, у всего этого есть и более глубокие исторические корни, но несомненно, что большевистский тоталитаризм превратил некогда -вполне самодостаточный народ в нацию — подростка, незрелого, обидчивого и зависимого, страстно желающего и одновременно катастрофически боящегося самостоятельной и самоответственной жизни.

 -Сейчас и значительная часть интеллигенции, совсем недавно восторженно принимавшая крушение тоталитаризма, начинает отворачиваться от нынешней, при всех издержках, все — таки демократической власти …

-Как — то, довольно давно, я прочел описание одной сцены из российской жизни более чем столетней давности: идет вечный интеллигентский треп о необходимости перемен, и один из собеседников, кстати, отец знаменитого профессора Тимирязева, произносит: «Если начнется революция, я пошлю своих детей таскать камни для баррикад!» Я тогда подумал: дети будут таскать камни, а кто — то, более оборотистый, станет этими камнями торговать. Интеллигенция, по определению, не из породы торгующих. Значит, не ей и наживаться на плодах любого переворота. Тем более что интеллигенции просто положено быть в оппозиции к любой власти. Контролировать нравственную сущность власти. Но есть и другая часть интеллигенции. Та, которую предыдущая власть старательно прикармливала. За конформизм, за молчание, за сотрудничество. Но и эти люди, находясь в постоянном состоянии страха и унижения, ту власть ненавидели. Теперь первая радость освобождения от страха прошла, а прикорма стало меньше. Здесь, в общем — то, тривиальная история про чечевичную похлебку. Думаете, мне нравится то, что я вижу в Москве? Ведь что бы я вам ни говорил — это город, где прошли сорок лет моей жизни. Дома, улицы — все как будто после артобстрела. «Блошиные» рынки, разномастные, вонючие, неотрегулированные автомобили — типичная нищая страна третьего мира. Хамство, мерзость, запустение — небывалая по стремительности люмпенизация населения. Да кого же все это может радовать? Но я твердо знаю одно: все надо пережить и перетерпеть, города и страны живут своими циклами упадка и возвышения. И уж во всяком случае не уповать по — детски на государство и его власть. Человек и власть, по сути, равны в своих возможностях изменения жизни. Вот и взаимоотношения их должны быть отстраненными и уважительными. А иначе рано или поздно власть снова потребует, чтобы подданные ее любили. Семьдесят лет уже любили, хватит. Неужто забыли: «Да здравствует наша любимая советская власть»?! Умение перетерпеть — это тоже показатель зрелости нации. А качество национальной интеллигенции определяется ее способностью объяснить это своему народу. Звать — то на баррикады да рвать рубашку на груди большого ума и таланта не надо. А по нынешним временам даже смелости особой для этого не требуется. Осознать, объяснить, убедить- дело благородное и истинно интеллигентское. Не сумеет этого интеллигенция — заплатит по обыкновению безвременьем и невостребованностью.

— А сами – то почему уехали? Ведь и как актер, и как режиссер вполне преуспевали. Сейчас — то с американским паспортом легко рассуждать …

-От этого самого, от страха и унижения уехал. Понял, что больше так не могу, просто умру и все. Мой отец, весьма известный военврач, умер в 50 лет. После вскрытия его приятель, врач — патологоанатом, рассказал мне, что у отца было восемь рубцов на сердце . От постоянного страха и вечных унижений.

 Я — то ведь и диссидентом никогда не был. Просто хотел работать, а не бороться за право дело делать. Понял к сорока годам, что хочу жить уважительно, а не дадут. Будут постоянно пугать и унижать. А насчет американского паспорта … Так ведь я свой выбор сделал двадцать лет назад, когда, как вы знаете, это было совсем не просто. Дай — то Бог, чтобы никому больше не при шлось уезжать из России от страха и унижения

. Беседу вел Юрий БЕЛЯВСКИЙ

— ● —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *