уроки Александра дегтярева

21.04.2023
800

Скоро год как ушел из жизни мой товарищ Александр Якимович Дегтярев. Срок достаточный, чтобы глубже понять масштаб его личности и оценить наследие, которое осталось после него. Однако даже если прочесть все созданное им, как ученым-философом и историком, специализирующимся по русскому средневековью, причем даже написанное блестяще, в осмыслении его человеческих качеств это вряд ли поможет.

Александр ЕВЛАХОВ главный редактор, кандидат исторических наук

Знаю это на собственном опыте. Впервые я его увидел, когда поступил на вечернее отделение исторического факультета Ленинградского университета. Точнее, увидел его фотографию на факультетской Доске Почета- единственного студента среди убеленных сединами профессоров.

Будучи еще студентом, Александр Дегтярев участвовал в приеме вступительных экзаменов

Заметившие мой интерес однокурсники с кафедры истории СССР, тут же пояснили, что Александра Дегтярева с дневного отделения знают неплохо, поскольку вместе с ним занимаются у профессора Александра Львовича Шапиро. Уже позднее я узнал, что этот «знакомый», отслужив в армии, в 27 лет стал кандидатом, а в 35 лет самым молодым доктором исторических наук.

Возможно, таким бы и остался у меня его портрет, если бы в 90-е годы нас не свела вместе жизнь в сфере издательского бизнеса. Разумеется, кое-что о чертах его характера мне было известно. К примеру, о стиле его поведения в Смольном, когда в горбачевскую эпоху перестройки молодой профессор Дегтярев, возглавив Отдел науки, а потом и став секретарем обкома продолжал ходить в общую столовую пить чай со своими сотрудниками. На недоуменные реплики типа «Вам теперь не положено», он отвечал «Кем не положено?». До понятия «демократия» в то время было еще далеко.  Добрались тогда разве что до «ускорения». Впрочем, и это понятие он сумел использовать по-своему, не просто ускорив, а ухитрившись вопреки мнению КГБ, дать «добро» на публикацию запрещенного романа Владимира Дудинцева «Белые одежды», написанного писателем за 20 лет до этого и посвященного периоду борьбы с лысенковщиной. Шел 1987 год…

Мы продолжали общаться эпизодически до декабря 1995 года, когда Александр Якимович пригласил меня приехать к нему на его новую работу в качестве Генерального директора Издательского дома «Паспорт интернейшнл». А когда я прибыл на проспект Мира, где они размещались, провел для меня небольшую экскурсию по его, совсем не маленькому «удельному княжеству».

Началась эта экскурсия с его рабочего кабинета, где на столе располагались выпускаемые компанией журналы: англоязычный «Passport to the new world», двуязычный «Военный парад» и «Автошоп». Начат был выпуск и многотомного каталога «Оружие России»

Особенно бросался в глаза первый номер глянцевого журнала «Стас», названный так по имени небезызвестного Стаса Намина, на обложку которого было невозможно не обратить внимание, поскольку на ней красовалась малоузнаваемая примадонна — Пугачева без грима. По поводу чего Александр Якимович, засмеявшись заметил, что «Стас» уполномочен заявить» относительно появления на обложке следующего выпуска Кобзона без парика. На этой интригующей ноте мы начали обход многочисленных редакционных кабинетов и знакомство с их обитателями.

Г. А. Боровик (первый слева), А. Я. Дегтярев (первый справа) и П. П. Бородин- Управлчющий Делами Президента РФ (второй справа) на презентации Первого тома каталога «Оружие России». Декабрь 1995 года

Итогом встречи стало приглашение Александра Якимовича, опираясь на мой пятилетний опыт работы в газете «Россия», в том числе первым заместителем ее главного редактора, пополнить команду «Паспорт интернейшнл» в качестве заместителя главного редактора англоязычного журнала «Passport to the new world» Генриха Аверьяновича  Боровика. Этот журнал незадолго до нашего разговора обрел новый дизайн, стал бортовым изданием «Аэрофлота» и вошел в число изданий, продаваемых в США крупнейшей по количеству торговых точек на ее территории книготорговой компанией Barnes & Noble Booksellers. Меня прельстило это предложение, хотя я и высказал свое сомнение в связи с недостаточным знанием английского языка. На что в ответ услышал: «от тебя этого и не требуется, тем более при наличии занимающейся профессиональным переводом английской редакции и такого знатока как Генрих Боровик». Так я получил из рук Дегтярева свой «паспорт в новый мир».

В общем, с первых рабочих дней 1996 года, с представления меня коллективу журнала началась новая полоса моей деятельности, тесно связанная с Александром Якимовичем Дегтяревым. Причем, настолько тесно, что первое время мое рабочее место (пока не будет определено в редакции журнала) располагалось непосредственно в его кабинете. И я получил от руководителя Издательского дома первые уроки общения со столь разными людьми, как военные, составлявшими костяк журнала «Военный парад» и «тусовочно-околозвездной» публикой, группировавшейся вокруг гламурного журнала «Стас», специалистами в области дизайна и полиграфии, а также менеджерами по рекламе, от успешной деятельности которых зависели доходы изданий. Мы вместе ходили на обед и подолгу беседовали после завершения рабочего дня, что продолжалось и после того, как мне наконец-то нашлось постоянное место в редакции.

Постепенно мы находили взаимопонимание и с Генрихом Боровиком. У него, как главного редактора журнала, издаваемого в России, но ориентированного на американцев, мне было чему поучиться. В отличие от меня он, почти семь лет проработавший собкором в США, неплохо представлял себе психологию американцев и сразу же определил мне приоритеты публикаций, в том числе персонажи, которые могут их заинтересовать.

В ответ я сказал, что значительная часть таких персонажей связана с Санкт Петербургом. В итоге собкором в этом городе стал Юрий Ильич Светов, который сегодня является не только популярным журналистом, но и автором целого ряда книг и фильмов. Он работал в высшей степени плодотворно и в десяти выпусках журнала сделал порядка сорока публикаций, в том числе стал автором панорамных портретов известных в США оперного певца Дмитрия Хворостовского и балетмейстера Бориса Эйфмана, дирижера Юрия Темирканова и пианиста Николая Петрова, отмечавшихся Боровиком в качестве лучших.

К Николаю Арнодьдовичу, с которым я был знаком еще по газете «Россия», мы с Юрием Ильичом поехали домой. Но не в загородный дом на Николиной горе, а в купленную им квартиру на Кутузовском проспекте, в которой когда то проживал всесильный руководитель СССР Юрий Андропов.

Была и еще одна интересная публикация в этом же номере журнала- «Пять лет без СССР», автором которой был Анатолий Собчак .Сохранился, к счастью, и оригинал этой статьи на русском языке, написанный рукой Анатолия Александровича

Безусловно сильной стороной Генриха Аверьяновича было мало с кем сравнимое «чувство изобразительного ряда». Пройдя школу «Огонька» еще в пятидесятые годы и многочисленных зарубежных поездок вместе с легендарным фотожурналистом Дмитрием Бальтерманцем, он беспощадно «браковал» большинство предлагаемых фотографий, объясняя при этом, чем именно они не хороши. И однажды предложил осуществить конкурс на должность бильд — редактора, который сам и провел, отдав предпочтение Елене Коростылевой. В итоге в сочетании с новым дизайном, журнал обрел весьма привлекательный вид как для читателей, так и для рекламодателей. В общем, в отношении журнала от Боровика я почерпнул многое.

В 2007 году мы с Дегтяревым встретили Генриха Аверьяновича в Домжуре на представлении Е. М. Примаковым его книги «Мир без России?» впоследствии удостоенной премии «Золотое перо», и, конечно, подошли к нему, Завязался разговор, в процессе которого я, напомнил Боровику, чему научился у него. И он тут же с криком «Женя, иди сюда!» подозвал к нам Евгения Максимовича и пересказал наш разговор…

Однако, в издательском бизнесе главные уроки дал мне Александр Якимович. И первый из них- это всегда иметь в качестве главной составляющей целеполагания – развитие. Причем под развитием подразумевалось не только основание новых проектов, но и развитие уже существующих. Однажды на встрече с нашей редакцией Дегтярев поинтересовался, насколько тесно, работая в газете «Россия» я сотрудничал с администрациями субъектов федерации. Когда же выяснилось, что с некоторыми из них неплохо знаком, он предложил в каждом выпуске журнала «Passport to the new world» иметь раздел «Passport to…», в котором представлять одну из стран ближнего зарубежья или регион Российской Федерации с размещением на этих страницах местной рекламы.

Что же касается создания новых проектов, то на моих глазах создавался журнал «Материнство». Он был первым на российском журнальном рынке изданием для настоящих и будущих мам, и практически все поставщики продукции для них оказались рекламодателями первого номера. Следует пояснить, что в то время еще не было рекламных агентств-монополистов, и каждое средство массовой информации поиском рекламы занималось самостоятельно. Внутри Издательского дома рекламная дирекция была единым организмом, но с учетом столь разной специфики изданий у менеджеров по рекламе была специализация. Скажем, в журнале «Военный парад» все они были из бывших военных. Тем не менее каждый понедельник Генеральный директор собирал у себя рекламную дирекцию вместе с главными редакторами изданий, и каждый менеджер докладывал свой план встреч с потенциальными рекламодателями на предстоящую неделю. На некоторые из этих встреч отправлялись и главные редакторы, а иногда и Александр Якимович. Основных заповедей работы менеджера по рекламе он называл две. Во-первых, терпение, потому что контракт вырастет в лучшем случае из двадцати контактов. Во- вторых, заявлять на встречах о себе, как представителе успешной издательской компании, добившейся серьезных результатов и готовой помочь другим. Как правило, встреча с участием А. Я. Дегтярева завершалась подписанием рекламного контракта и была настоящим мастер-классом.

Едва ли не в полном составе принял участие наш Издательский дом в фестивале прессы и рекламы «Гонг» в Центре Международной Торговли, где собравшимся были представлены все наши журналы.

Как ни странно, именно с рекламой связана одна история, раскрывшая личность Дегтярева с неизвестной мне стороны. Однажды рекламодатель назначил нам встречу в отеле «Славянская» по соседству с Киевским вокзалом. Мы прибыли туда много раньше назначенного времени, и Александр Якимович, чтобы его скоротать тут же направился к игровым автоматам. Длился его сеанс игры минут сорок пять, а когда завершился, «игрок» разбогател по нынешнему курсу тысяч на пятьдесят рублей. Впоследствии я неоднократно был, как свидетелем его игры, так и отказа ее продолжать, поскольку по его словам «игра не пошла». Очевидцем же самого крупного выигрыша нашего руководителя был зав. корпунктом в Санкт Петербурге Юрий Светов, провожавший его на Московском вокзале и вынужденный посетить зал игровых автоматов еще раз после его отъезда, поскольку всей суммы, чтобы рассчитаться с удачливым игроком в тот момент не нашлось. А мы тогда, после удачных переговоров в «Славянской», отправились на Арбат и рядом с ним по каким-то делам зашли на почту, где стали свидетелями того, как какой-то бабушке отказались выдать деньги. По ее лицу было видно, как она расстроена, и Александр Якимович тут же поделился с ней своим выигрышем. Он был, безусловно, очень добрым человеком по своей сути, и к разным бабушкам, торгующим около метро (их тогда милиция не гоняла), относился особенно трепетно, непременно покупая у них даже то, что ему совсем не было нужно.

Пятилетие журнала «Военный Парад»

Его доброта распространялась не только на бабушек — наша совместная работа была еще одним полноценным уроком доброты. Не могу припомнить, чтобы он на кого то повысил голос или тем более уволил. Однажды в журнал «Военный Парад» менеджером по рекламе пришел новый сотрудник по фамилии Дубок. Надо сказать, что оклады на такой должности были минимальными, поскольку занимавшие ее зарабатывали очень приличные комиссионные на принесенной рекламе . А тут проходит один месяц и другой, а результат нулевой. Однажды Дегтярев, зайдя к нему на рабочее место, стал свидетелем телефонного разговора, начинавшегося словами: «Здравствуйте, это майор Дубок». После чего разъяснил сотруднику, что тот должен представляться, называя издание, в котором работает, а не присвоенное когда то воинское звание . Как, к примеру их главный редактор. Хотя, заметил Александр Якимович, «что вас сравнивать: он всего то контр-адмирал, а ты у нас целый майор». После чего порекомендовал его руководителям не продлевать его испытательный срок, который истекал сразу после восьмого марта, и не мучить ни сотрудника, ни компанию.

Уж не знаю почему, но «майор Дубок», как теперь все стали его называть, вдруг решил, что одна симпатичная сотрудница подразделения полиграфии Татьяна Гавриловна -это жена его непосредственного руководителя, поскольку те вместе обедали и вечером часто одновременно уходили с работы. Поэтому 8 Марта он решив пойти на «военную хитрость», позвонил своему руководителю на домашний номер телефона и услышав в ответ женский голос сказал: «Уважаемая Татьяна Гавриловна ! Хотя мы и виделись с Вами на корпоративном мероприятии, позвольте непосредственно в Международный женский день..» Скоро об этом инциденте знали практически все, хотя его непосредственного виновника мы больше не видели.

Вслед за «Материнством» в «созвездии» Издательского дома «Паспорт интернейшнл» появился и еще один проект- «Паспорт Экспресс» — «бортовой» журнал вагонов повышенной комфортности Российских железных дорог. Его главным редактором стал я и подготовка к выпуску №1 за 1997 год началась еще в ноябре. Этот процесс мы с Александром Якимовичем решили не афишировать и формирование содержания журнала происходило на другой территории. И вовсе не потому, что для нас были актуальны «тайны мадридского двора».

Мы с Юрием Токаревым после отправки первого номера журнала «Паспорт Экспресс» в печать. 31 декабря 1996 года

Просто Юрий Токарев, который был автором макета и дизайнером журнала по своей основной работе являлся главным художником газеты «Труд» и мы занимались проектом на его рабочем месте в вечернее время По концепции журнал радикально отличался от «старшего брата» — «Passport to the new world» и представлял собой дайджест публикаций российской прессы под девизом «Все издания в одном», сгруппированных в трех разделах «Люди и власть»; «Доходы и расходы»; «Увлечения и развлечения» и специальной подборки об услугах для пассажиров, подготавливаемой совместно с МПС РФ

Быстро сформировав группу менеджеров по рекламе, я и сам активно занялся поиском рекламодателей. И, как оказалось, довольно успешно. Познакомившись на продовольственной выставке с владельцем компании  «Dilma», я тут же подписал с ним договор о размещении рекламы его чая на четвертой обложке журнала. А поскольку рекламных модулей для печатных изданий в России у них не было, его вариант мы с Дегтяревым придумали сами, «разместив» пачку их чая на золотых слитках и снабдив несколько претенциозным слоганом «Чай «Дилма»- это золото по умеренным ценам». Владелец такой вариант одобрил и уехал. А его представители в Москве, сохранив изображение золотых слитков, слоган придумали свой «Дилма» чай- дивный чай», который пошел гулять по стране.

Через некоторое время «лицом» рекламной страницы журнала стал талантливый журналист Андрей Жданкин, немного похожий, как утверждали, на Пьера Ришара, но особенно преуспевший в таком жанре, как журналистские расследования. Правда, этот жанр не был присущ журналу Aerospace journal, в котором он работал. Зато именно в этом издании очень востребованным оказался творческий потенциал фотожурналиста Аркадия Колыбалова, который снимал для страниц и обложки журнала, особенно на самых главных авиасалонах, лучшие фото. Длилось это до 1998 года, когда Аркадий, будучи уже в совсем не юном возрасте, решил отправиться в кругосветное путешествие. Которое в итоге и совершил…  

Поскольку » Паспорт Экспресс » по форме- был дайджестом периодической печати ( каждый номер объединял публикации около 50 различных изданий ) , мы с Дегтяревым решили премировать авторов наиболее выдающихся материалов . За лучшие журналистские расследования » Расстрел под Барвихой » призы были присуждены журналистам из газеты » Совершенно секретно » Сергею Соколову и Сергею Плужникову , а также известинцам Леониду Крутакову и Ивану Кодулину, исследовавшим московский след японской секты » Аум Синрике » .

Эта публикация станет одним из катализаторов масштабных следственных действий правоохранительных органов и в 2016 году Верховный суд РФ вынесет решение «признать «Аум Сенрике» террористической организацией и запретить ее деятельность на территории России».

Автору » Комсомольской правды » Михаилу Федорову присудили награду за лучший современный фольклор » Сказка про царя и четырех генералов «. Специального приза Министерства путей сообщения РФ удостоилась за статью » Льгота в дачной корзине журналист » Российской газеты » Наталия Ячменникова . Вручение наград состоялось на торжественном вечере , организованном редакцией совместно с МПС РФ и агентством » Желдорпресс » . на Белорусском вокзале в День железнодорожника. После выступлений руководителей Министерства путей сообщения, представившим новый совместный проект, Александр Якимович Дегтярев вручил авторам присужденные им премии .

Презентация журнала в День железнодорожника. Август 1997
Вручение премий за расследования

Этому журналу, начавшему с тиража 60 тысяч экземпляров и достигшему с ростом числа пассажиров вагонов повышенной комфортности 500 тысяч в месяц, было уготовано 12 лет жизни.

Помня урок А.Я. Дегтярева о постоянном развитии каждого отдельно взятого проекта, представив в сентябре журнал на Нижегородской ярмарке, мы уже с января 1998 года начали выпуск для пассажиров Горьковской железной дороги с региональной информацией и рекламой. Их организацией стало заниматься открытое нами представительство «Паспорт Экспресс» в Нижнем Новгороде. Развивался проект успешно, но этот процесс был прерван дефолтом. Совокупный долг перед Издательским домом за выполненные издательские, полиграфические работы и размещенную рекламу, в том числе за отгруженный МПС для поездов журнал составлял несколько миллионов в долларовом эквиваленте. Журнал для пассажиров, чтобы не прекращать его выпуск было решено видоизменить, оставив цветными только обложку и несколько страниц, а все материалы для чтения сосредоточив в обычной газетной вкладке. Из кризисной ситуации мы выходили долго и смогли это сделать только благодаря организационным и коммерческим талантам А. Я. Дегтярева.

Вручение благодарностей и ценных подарков. Июнь 1998 года

Мы видели, что количество желающих занять нашу нишу в вагонах повышенной комфортности велико, а товарный вид журнала с газетной вкладкой существенно увеличивает шансы конкурентов на успех. И стали более тесно сотрудничать со структурами МПС. Поскольку в редакцию журнала стало приходить довольно большое количество писем пассажиров с выражением благодарности железнодорожникам и машинисту поезда, предотвратившему аварию в критической ситуации, мы с руководством Департамента пассажирских перевозок решили собрать их и вручить благодарности МПС и ценные подарки от редакции.

Фактически это событие стало предысторией конкурса проводниц российских железных дорог, который станет проводиться с нашим участием ежегодно.

Команда лучшего вагона-ресторана Калининградской железной дороги

Особенно тесными были связи с Дирекцией по обслуживанию пассажиров, в ведении которой находились вагоны-рестораны, а также вагоны повышенной комфортности, в которых питание, напитки и наш журнал входили в стоимость проезда. Ее руководители с учетом специфики работы были выпускниками РЭУ им. Г. В. Плеханова и профессионалами в организации питания. Руководил Дирекцией Геннадий Иванович Пивоваров, а его заместителем — Любовь Георгиевна Полковникова. Ими и была придумана идея конкурса вагонов-ресторанов, жюри которого возглавила главный кулинар Российской Федерации и в состав которого вошла и редакция нашего журнала.

С Любовью Георгиевной Полковниковой

День рождения Любови Георгиевны приходился на конец года и неизменно совпадал с итоговой коллегией МПС, после которой руководители железных дорог непременно приходили ее поздравить. В силу этого обстоятельства мы с Александром Якимовичем познакомились с многими из них.

Настоящим временем перелома стал для нас год 2002.

«Passport to the new world» к этому времени перестал выходить, будучи потесненным в «Аэрофлоте» его собственным изданием, «Автошоп» не выдержал конкуренции с другими изданиями этого профиля, как, впрочем, и журнал «Материнство».

С легендарным конструктором М. Т. Калашниковым

На мой взгляд, это были последствия не самого умного шага акционеров, решивших разделить Издательский дом на две части, выделив в самостоятельную компанию под руководством А. Я. Дегтярева журнал «Военный Парад», многотомный каталог «Оружие России», аэрокосмический журнал и, как говорится, «примкнувший к ним» журнал «Экспресс». Немаловажным фактором было и то что печатные издания все больше теснил Интернет. Акционеры не хотели понимать этих трудностей.

 Александр Якимович почувствовал наступление эпохи online раньше многих других и помог талантливому журналисту, писателю и ученому-психологу Валерии Шишкиной основать первый сетевой литературно-философский журнал «Топос», который стал выходить с 10 декабря 2001 года.

В новом, учрежденном Дегтяревым Издательском доме «Парад», также объединились возглавляемый мной журнал для пассажиров «Экспресс» и два издания для скоростных поездов, курсирующих между Москвой и Санкт Петербургом- газета «Новости двух столиц» и журнал «Наши Столицы». Была создана также Авиационно-Космическая газета, которую возглавил лучший в этой области журналист Василий Карпий.

Влился в нашу семью также ВАКовский журнал «Власть», который с1993 года стал издавать Аркадий Лапшин, до этого также работавший в газете «Россия» политическим обозревателем. И, кроме того, к нам присоединился бывший Главный редактор журнала «Стас» Георгий Елин, который вместо рухнувшего гламурного издания теперь занимался более «земным» проектом «Хлебное дело», выходящего под эгидой ассоциации хлебопекарных предприятий.

Позитивную роль для развития «Экспресса», да и компании в целом, сыграло законодательное закрепление запрета рекламы алкогольной продукции кроме тех мест, где осуществляется ее реализация. Вагоны повышенной комфортности были именно таким местом, что мы с Дирекцией по обслуживанию пассажиров довольно быстро доказали в Антимонопольном комитете.

Команда подобралась сильная, в которой большую роль играли директор по развитию и рекламе Валерий Зотов, которого я также знал еще по газете «Россия», и перешедший к нам из Издательства «Воскресение» технический директор Петр Иванов. При этом рядом с более старшими набиралась опыта молодежь. Самой младшей была пришедшая в приемную компании Елена- недавно окончившая школу дочь нашего водителя Андрея. Когда Дегтярев ее инструктировал, то рекомендовал для начала запомнить руководителей, а затем и всех сотрудников Издательского дома, фиксировать обращения и не обсуждать по телефону подробностей.

 Им она следовала неукоснительно. Буквально через несколько дней, она проинформировала Александра Якимовича, что в его отсутствие ему звонил какой-то Михаил Сергеевич Горбачев. А на вопрос руководителя, знает ли она, кто это, простодушно ответила: «пока еще нет».

Второй эпизод произошел, когда в начале 2007 года случилось трагическое событие- внезапно скончался Главный редактор Авиационно-Космической газеты. Он был настолько легендарной личностью, что на следующем МАКСе во время демонстрационных полетов ведущий объявил, что следующий полет посвящается светлой памяти Василия Карпия. А в день, когда мы узнали о произошедшем, потрясенная Лена, на вопрос одного из сотрудников, позвонившего в приемную с вопросом, все ли у нас в порядке, ответила: «Этого я не могу говорить по телефону».

Когда мы с Александром Якимовичем разбирали его документы, то обнаружили настолько несметное количество визитных карточек различных руководителей из авиационной сферы, с которыми Василий легко и просто договаривался о рекламе для своего издания, то почти в один голос сказали: «Теперь проект придется закрыть».

В 2003 году состоялся «парад» наших изданий в Санкт-Петербургском Доме журналиста, хронологически совпавший с 60-летием со дня рождения руководителя нашего представительства в Санкт-Петербурге Юрия Светова.

На «парад»

К слову сказать, Приглашение на эту встречу было едва ли не первой продукцией, отпечатанной в нашей собственной цифровой типографии. История ее появления в Издательском доме «Парад» такова. Когда журнал «Экспресс» «потолстел» до 96 страниц и вырос в тираже до 550 тысяч экземпляров, нам потребовалось иное качество его печати при разумной цене. Для этого мы с нашим техническим директором и одним из лучших специалистов в области полиграфии Петром Ивановым отправились на переговоры в Хельсинки, подписав в итоге очень выгодный контракт. Однако был и другой результат этой командировки. Мы обратили внимание, что в финской столице едва ли не на каждой улице есть цифровая типография, и, заболев этой идеей, вернувшись в Москву, заразили ей и Александра Якимовича. Он довольно быстро оценил главный аргумент- отсутствие таковой на улице Правды, 24, где мы находились, и где располагались такие гиганты, как «Российская газета» и «Комсомольская правда», Издательства «Вагриус» и «Воскресение», не говоря уже о собственнике зданий- управляющей компании Управления делами Президента РФ. Дегтярев решил реализовать эту идею немедленно, пока она не пришла в голову кому-нибудь из них. И этот расчет оправдался: с первых дней заказов было море, а когда все внезапно вспомнили, что скоро Новый год, то работать, печатая поздравления, приходилось круглосуточно.

Образовалась в Издательском доме и книжная дирекция, которая занялась выпуском литературы. Среди вышедших с предисловием А. Я. Дегтярева книг- М. Грей «Мой отец генерал Деникин» и «Академик М. К. Любавский и Московский университет», «Русское литературное зарубежье» и «Сексуальная исповедь русского анонима», «Мой дядя Бенжамен» К. Тилье и «Русская философия в изгнании»…

Однако самый масштабный книжный проект, автором которого был доктор исторических наук А. Я. Дегтярев совместно с Международным союзом книголюбов и Академией российской словесности- это «Новая библиотека русской классики- обязательный экземпляр», реализация которого осуществлялась при поддержке Фонда первого Президента России Б.Н. Ельцина. Каждый из ее томов имел фундаментальное предисловие, написанное лучшим исследователем творчества данного автора и помечался специальным грифом Минобрнауки РФ «Рекомендовано студентам высших учебных заведений, обучающимся по специальности 032900- русский язык и литература».

Общество «Знание» Челябинской области

Тираж каждого тома составлял 3000 экземпляров и, в первую очередь предназначался библиотекам ВУЗов страны, обучающих студентов именно по этой специальности, которых тогда насчитывалось 168. Им адресно рассылалась основная часть тиража. Но кроме этого доставлялась региональным организациям Международного Союза Книголюбов и Общества «Знание» России для передачи ими в дар от имени Фонда Б. Н. Ельцина другим (прежде всего сельским) библиотекам, а также вручалась лучшим лекторам. За период с 2005 по 2011год были изданы 37 томов данной серии.

У меня сохранился журнал с фото моего товарища на обложке и надписью: «Александр Дегтярев. Единица невозмутимости», которая полностью соответствует его характеру. Между тем за ней стояла и вполне конкретная ситуация. Однажды, во время моего отпуска из Финляндии пришел отпечатанный номер «Экспресса» Увидев его шеф-редактор журнала Елена Евлахова пришла в ужас: перед ней был вновь отпечатанный предыдущий номер. Увидев его, Дегтярев похмыкал и сказал: «все решим, только папаше ничего не говори, пусть спокойно отдыхает». И позвонил в Хельсинки, руководителю полиграфического предприятия, которая обещала разобраться. Но Александр Якимович ей сказал, что искать ответ на вопрос «кто виноват» будем позднее, а сейчас надо решить, что делать, чтобы журнал отпечатать в максимально короткие сроки. Что в итоге и было сделано.

Были, впрочем, истории, характеризующие Дегтярева в еще большей степени. Одна из них произошла ранее, когда во время совещания с менеджерами по рекламе к нам зашла его помощница и наклонившись к нему, сообщила, что-то, судя по выражению ее лица, очень тревожное. Кивнув в ответ, Александр Якимович, спокойно продолжил совещание. Через некоторое время она вновь вернулась и уже более громко выразила беспокойство и удивление, почему он никуда не едет, если у него сгорел загородный дом? В ответ она услышала: «Так куда торопиться, если дом уже сгорел?».

Позднее, стремясь сделать составной частью своей жизни принципы стоицизма и выступая по этой теме перед различными аудиториями (в том числе в ноябре 2022 года на Декаде зрелого возраста в Сочи) я сделал жизненные практики Дегтярева наиболее яркими иллюстрациями следования этим принципам. И суть вопроса вовсе не в его поведении в отдельно взятых жизненных ситуациях, а в жизненной философии умения различать, что находится под нашим контролем, а что нет.

Именно такой подход он проявил в наиболее критических условиях прекращения договорных отношений со структурами ОАО РЖД, принявших решение о замене нашего журнала «Экспресс» собственным бортовым изданием «Саквояж». Результатом стала ликвидация системообразующего проекта Издательского дома «Парад». Все это поставило Александра Якимовича перед необходимостью кардинального изменения собственной жизни.

Он стал значительно больше времени проводить в Международном Союзе Книголюбов, участвуя в его проектах, продолжал издавать книжную продукцию, был автором многих интересных публикаций, стал советником Председателя Совета Федерации В. И. Матвиенко.

А. Я. Дегтярев в «Библио-Глобусе» подписывает экземпляры своей, только что вышедшей книги «Невская битва»

С учетом того, что весной 2011 года я был вынужден возглавить Издательство «Знание», в сравнении с прежним ежедневным общением мы стали видеться реже. И тем не менее совместные проекты все же бывали.

Как, например, информационное сопровождение проведения в июле 2017 года XXIII летних сурдлимпийских игр в турецком городе Самсуне, поддержанных ОАО «Российские железные дороги» и завершившихся убедительной победой российской сборной глухих спортсменов. А также издание год спустя книги Ларисы Комиссаровой «От родного порога к Олимпийским высотам» о жизненном пути уникального спортсмена-инвалида по слуху Валерия Рухледева, ставшего первым в истории представителем России, избранного президентом Международного комитета спорта глухих.

Будучи не так давно в небольшой провинциальной библиотеке, я увидел в ней тома серии «Новая библиотека русской классики – обязательный экземпляр» и вспомнил одну историю.

Когда первый том этой серии- Избранные произведения и письма П.П. Ершова был вручен первому Президенту России, прочитав его, Борис Николаевич был очень удивлен, что один из персонажей повести писателя «Панин бугор» носит фамилию Сталин. А издательский проект одобрил, заметив, что «хорошая книга живет дольше, чем человек».

Такая книга действительно живет дольше. Но и о масштабной личности память не скоротечна. Писателю Андрею Платонову принадлежит фраза «без меня народ неполный». А для многих из нас этот народ стал неполным без Александра Якимовича Дегтярева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *