Роман Королев — о книге Жака Эллюля «Феномен пропаганды»
В издательстве «Алетейя» спустя 60 лет после оригинальной публикации вышло фундаментальное исследование по социологии пропаганды, написанное французским христианским анархистом Жаком Эллюлем. В свете своей критики технократического общества автор исследовал разные виды и формы пропаганды, существовавшие как в авторитарных (Советском Союзе разных лет, гитлеровской Германии и маоистском Китае), так и в демократических государствах. По просьбе «Горького» эту книгу прочитал Роман Королев и задумался о том, насколько рассуждения Эллюля применимы к современным реалиям.
Этот заголовок открывал «Россию» №22 за 26 мая-1 июня 1993 года и был связан с событиями, разворачивавшимися в республике Беларусь тридцать лет назад.Суть их в том, что, приняв Декларацию о суверенитете, Беларусь провозгласила себя безъядерной, нейтральной державой, тогда как по Договору о коллективной безопасности, инициаторами которого были Россия и Казахстан и который ей было предложено подписать, она, помимо своей воли, может быть втянутой в военное противодействие.В итоге Договор Беларусь подпишет самой последней — 31 декабря 1993 года.
Согласно Брестскому пакту, 31 мая 1918 года от России отторгались привислинские губернии, вся Малороссия (Украина), Эстляндия, Курляндия и Лифляндия, все Великое Княжество Финляндское, Карская и Батумская области.
Продолжаем публиковать воспоминания генетика Евгения Витальевича Ананьева (1947–2008), известного благодаря исследованиям, которые привели к открытию мобильных генетических элементов у дрозофилы, а также работам по изучению структуры хромосом у высших растений, способствовавшим созданию искусственной хромосомы кукурузы.
В августе исполняется 170 лет со дня рождения знаменитого инженера и архитектора Владимира Григорьевича Шухова (1853–1939), члена-корреспондента (1928) и почетного члена (1929) Академии наук СССР, лауреата премии имени Ленина (1929), Героя Труда (1928), который украсил Москву знаменитой башней со стальной сетчатой оболочкой, ставшей символом советского радиовещания.
Философы всегда так или иначе пытались осмыслить тщету всего сущего, но некоторые мыслители эпохи модернизма сочли эту идею более важной, чем остальные, и снабдили ее онтологическим обоснованием. Так родился философский пессимизм. О том, что это такое и почему представители этого направления были невысокого мнения о существовании как таковом, рассказывает Алиса Загрядская.
Под этим заголовком в «России» № 21 за 19-25 мая оказались объединены публикации наших обозревателей Аркадия ЛАПШИНА и Дмитрия ОЛЬШАНСКОГО, статья ставшего нашим постоянным автором ректора РГГУ историка Юрия АФАНАСЬЕВА, а также беседа с руководителем группы разработчиков Закона о выборах Виктором ШЕЙНИСОМ
Чтобы сегодня удивить читателей литературным кроссовером и мэшапом, нужно замесить нечто по-настоящему невообразимое. Даниил Алексеев, сказочник из Владивостока, в этом преуспел — большой поклонник книг Александра Волкова, он радикально переосмыслил их мир: в его продолжениях «Волшебника Изумрудного города» Элли Смит из Канзаса идентична Саманте Смит из штата Мэн, реальной американской школьнице, которая в 1980-е не без успеха боролась за мир во всем мире.
Продолжаем публикацию воспоминаний генетика Евгения Витальевича Ананьева (1947–2008), известного благодаря исследованиям, которые привели к открытию мобильных генетических элементов у дрозофилы, а также работам по изучению структуры хромосом у высших растений, способствовавшим созданию искусственной хромосомы кукурузы1.