Мир переживает вторую весну искусственного интеллекта (ИИ) – впервые с 70-х годов прошлого века в эту технологию активно вкладывают деньги. Новая надежда разработчиков связана уже не с классическим программированием, но с машинным обучением, в частности с нейронными сетями, имитирующем некоторые особенности работы человеческого мозга. Читать далее «У Илона Маска – параноидальный подход»
Самостоятельность в обучении. Об открытости новому знанию, обучении через исследование и поисковой инициативе
Дети, которые умеют самостоятельно работать с информацией и открыты к познанию, лучше адаптируются к новым технологиям и изменениям в жизни. Психолог Алексей Обухов рассказал, какие факторы влияют на развитие самостоятельности и поисковой активности. Читать далее Самостоятельность в обучении. Об открытости новому знанию, обучении через исследование и поисковой инициативе
Бертран Рассел. «Свободомыслие и официальная пропаганда»
Бертран Артур Уильям Рассел, 3-й граф Рассел (1872-1970) – британский философ, математик и общественный деятель. В 1950 году получил Нобелевскую премию по литературе. Академик Шведской академии Андерс Эстерлинг охарактеризовал Рассела как «одного из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашного борца за свободу слова и свободу мысли на Западе». Читать далее Бертран Рассел. «Свободомыслие и официальная пропаганда»
Идеальный русский город-сад начала ХХ века
В начале ХХ века в России начали реализовываться несколько проектов «идеальных городов» – под Москвой, Ригой и Варшавой. В своей основе они опирались на идеи английского урбаниста Говарда, его «города-сада». Население такого города, выросшего в чистом поле, не должно превышать 32 тыс. человек. Под застройку отводится 1/6 площади, под сельское хозяйство – 5/6. Дома – не выше 2-3 этажей, общественный транспорт, радиально-лучевая структура, все административные и общественные здания – в центре, а предприятия и склады – по периметру города. Читать далее Идеальный русский город-сад начала ХХ века
Цифровая наука в РАН
Когда в далеком 1965 году мы, два-три студента из числа 450, принятых на мехмат МГУ, выбрали в качестве специализации программирование, на нас смотрели, покручивая пальцем у виска. Мы же были убеждены, что будущее – за информационными технологиями, а все крутившие пальцем через 5-10 лет прозреют и осознают, что наш выбор был вполне осмысленным и плодотворным. Читать далее Цифровая наука в РАН
«Никогда не стыдитесь своих детей. Особенно при чужих людях»
На детские годы выдающегося педагога и писателя советского времени Симона Соловейчика пришлась война и жизнь в эвакуации. В юности он работал пионервожатым, а потом преподавал русский язык и литературу в библиотечном техникуме в небольшом городе. Уже тогда молодой учитель задумался о принципах, на которых построена система образования и воспитания в Советском Союзе. Читать далее «Никогда не стыдитесь своих детей. Особенно при чужих людях»
Карл Булла и его благотворительная деятельность
Жизнь первого российского фоторепортёра Карла Буллы удивительна и наполнена большим количеством уникальных событий. Он родился в немецкой купеческой католической семье прусским подданным; по собственному желанию принял подданство Российской империи; вольно или невольно побывал гражданином сначала Российской Республики, затем Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; под конец жизни оказался жителем Эстонской Республики и закончил свой жизненный путь в деревне Ийде на острове Сааремаа. Читать далее Карл Булла и его благотворительная деятельность
Зачем строили пирамиды, сколько это занимало времени и что Геродот писал о Египте?
Пирамиды – это гробницы царей, постройки столь великолепные и монументальные, потому что царь считался в Египте богом. Великие пирамиды в Гизе были построены в XXVII–XXV веках до нашей эры. Проблема строительства пирамид сложна, я лишь отмечу некоторые находки, дающие новые важные детали. Читать далее Зачем строили пирамиды, сколько это занимало времени и что Геродот писал о Египте?
Петер Биери: что значит быть образованным человеком
Получилось так, что этот его текст совпал по времени с учреждением в 2010 году «Новых Знаний». Прошло уже более десяти лет, за которые мы получили по данной теме немало откликов- суждений. Однако ни один из них не оказался глубже мыслей этого швейцарского интеллектуала. И со временем все они в совокупности стали некими критериями, которыми мы руководствуемся, формируя облик нашего журнала.
Образование есть нечто такое, что люди предпринимают в отношении себя и для себя: человек сам себя «образует». Выучить нас могут и другие, но «образовать» себя мы можем лишь самостоятельно. И это не пустая игра слов. Образовать себя – совсем не то, что научиться чему-либо. Мы учимся с целью приобрести различные умения; работаем над своим образованием – чтобы чем-то стать, чтобы на свой собственный лад пребывать в мире. Читать далее Петер Биери: что значит быть образованным человеком
Размышления об инновационных системах в науке и технологии разных стран
Первой страной, принявшей концепцию национальной инновационной системы как основного элемента политики в сфере науки и технологии стала Финляндия. На практике это означало увеличение количества предприятий, в основе деятельности которых лежали инновации и ноу-хау, а также укрепление организаций, занимающихся исследовательской деятельностью. Читать далее Размышления об инновационных системах в науке и технологии разных стран