СВИДЕТЕЛЬСТВА СОВРЕМЕННИКОВ ОБ «ОДНОМ ДНЕ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА» (К 60-ЛЕТИЮ ВЫХОДА В СВЕТ)
«Один день» пришел к читателям в последнюю декаду ноября. Предпоследний выпуск «Нового мира» за 1962 год задержался. Такое запаздывание было в порядке вещей. Споры с цензурой нередко задерживали очередной номер и держали в напряжении тех, кто чувствовал причастность к курсу журнала. Но одиннадцатый номер ждали особенно.
Несколько лет назад общественность активно обсуждала выступления Греты Тунберг и спорила о том, чем грозит изменение климата. Затем коронавирус, а позже и события в Украине как будто отодвинули климатическую повестку на задний план, — и теперь голоса ученых и активистов почти не слышны. Но если какую-то проблему можно не обсуждать, то ее фактическое существование отменить невозможно. Как сейчас обстоят дела с глобальным потеплением и какой выбор стоит перед человеческой цивилизацией? Эти вопросы ПостНаука задала PhD, палеоклиматологу, научному сотруднику Калифорнийского Университета в Дэвисе Ирине Делюсиной.
Запутался я со своей идентичностью. Я — русский, я — православный, я — европеец (долой евразийство). Я был советским, хотя советскую власть не любил. Но ощущаю себя прежде всего москвичом.
Этот заголовок «России» №8 за 17-23 февраля 1993 года прежде всего относился к традиционной, главной колонке номера «Погода на завтра», написанной Юрием Белявским. Однако касался он, по большому счету, не только «завтра», но и более отдаленного будущего нашего общества. Хотя, конечно, и других публикаций номера, посвященных, к примеру, Крыму или 40-летию радио «Свобода».
(В 2017 году «Радио Свобода» внесено Минюстом РФ в список СМИ-иноагентов)
Одна из самых интригующих деталей «Слова о полку Игореве» — упоминание «синего вина» в сновидении Святослава. И хотя логика сновидения говорит, что Святослав мог видеть во сне всё, что угодно, филологи не были бы филологами, если бы удержались от попыток объяснить, что именно он увидел.
Несколько лет назад, пока еще стремительное наступление пандемии ковида не закрыло Китай для иностранцев, наша небольшая, но сплоченная исследовательская группа активно перемещалась по Синьцзяну, собирая археологические материалы по научному проекту, поддержанному Российским фондом фундаментальных исследований (ныне вошедшим в состав Российского научного фонда). Мы проехали по маршруту Урумчи – Турфан, хорошо освоенному туристами, но от этого не менее интересному; осмотрели музей затерянного в степи города Инина (Кульджа); совершили довольно авантюрный бросок на юг, по линии Аксу – Кашгар. Но наивысшей точкой (во всех отношениях) наших путешествий стало посещение города с простым названием Алтай, которое мило сердцу каждого сибиряка. Этот небольшой уютный городок, удивительным образом напоминающий Горно-Алтайск, стал для нас опорным пунктом для изучения расположенных рядом природных и археологических достопримечательностей
В предыдущей публикации мы проследили первое десятилетие истории открытого 17 февраля 1923 года в Берлине Русского научного института, создателями которого явились наиболее известные пассажиры “философских пароходов”. Однако темы обстановки, окружавшей его в Германии тех лет мы практически не касались. Попробуем восполнить этот пробел.
17 февраля 1923 года в Берлине открылся Русский научный институт, создателями которого явились наиболее известные пассажиры «философских пароходов», высланные большевистским правительством в Германию. Те самые, о которых Троцкий сказал: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
Этот русский лубок середины XVIII века с текстом «Удалые молодцы добрые борцы, а кто кого поборет невсхватку- тому два яйца всмятку» открывал выпуск газеты «Россия» № 6 за 9-16 февраля 1993 года, предваряя размышления о предстоящем референдуме и связанными с ним обстоятельствами